Тьерри Бутсен
Краткие сведения о пилоте | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Thierry Marc Boutsen [Тьерри Марк Бутсен] |
||||
Страна | Бельгия | ||||
Дата и место рождения | 13 июля 1957 г.; Брюссель, Бельгия |
||||
Официальный сайт | www.boutsen.com | ||||
Достижения | 4 место в чемпионате мира в 1988 году | ||||
Дебютный Гран-При | Гран-При Бельгии 1983 (6 этап из 15) | ||||
Лучший результат в гонке | Победа в: Гран-При Канады 1989 Гран-При Австралии 1989 Гран-При Венгрии 1990 |
||||
Команды | 1 | Arrows Racing Team | 1983 | 58 ГП | 16 очков |
Barclay Nordica Arrows BMW | 1984 | ||||
Barclay Arrows BMW | 1985-1986 | ||||
2 | Benetton Formula Ltd. | 1987-1988 | 32 ГП | 43 очка | |
3 | Canon Williams Team | 1989 | 32 ГП | 71 очко | |
Canon Williams Renault | 1990 | ||||
4 | Ligier Gitanes | 1991 | 32 ГП | 2 очка | |
Ligier Gitanes Blondes | 1992 | ||||
5 | Sasol Jordan | 1993 | 10 ГП | 0 очков | |
Статистические данные | |
---|---|
Сезоны | 11 |
Гран-При / Старты | 164 / 163 |
Победы | 3 |
Подиумы | 15 |
Поул-позиции | 1 |
Быстрейшие круги | 1 |
Очки | 132 |
Бельгийский гонщик Тьерри Марк Бутсен родился 13 июля 1957 года в Брюсселе. Его гоночная карьера началась с окончания гоночной школы бывшего гонщика Формулы-1 Андре Пилетта, где Тьерри выиграл внутренний чемпионат. Последующее продвижение по лестнице гоночных состязаний включило себя полноценные сезоны в бельгийской Formula Ford 1600 (победитель 1978 года), европейской Formula 3 (серебряный призер 1980 года), чемпионат Европы в классе Formula 2 (2 место в 1981 и 3 место в 1982 годах).
Но помимо формульных соревнований, Тьерри Бутсен также участвовал и в соревнованиях на выносливость, правда, в единичных состязаниях, а не в полноценных чемпионатах. Так, еще в 1978 году он принял участие в «24 часах Спа-Франкошамп», гонке, в последний раз проводившейся на старом, 14-километровом кольце. После этого, начиная с 1981 года, он несколько раз принимал участие в марафоне «24 часа Ле-Мана», где трижды поднимался на подиум в абсолютном зачете, но каждый раз не на его верхнюю ступень. Но успехи в Ле-Мане пришли уже после окончания карьеры в Формуле-1, уже к опытному гонщику, проведшему 164 Гран-При.
С машинами Формулы-1 Тьерри Бутсен ознакомился в 1982 году, когда провел тесты за рулем McLaren и Brabham. На следующий год был запланирован его дебют вместе с командой Spirit, за которую он выступал в Formula 2, но выбор руководства команды все-таки пал на Стефана Йоханссона, напарника Тьерри по команде, пусть Стефан и заработал почти на 40 очков меньше.
Тем не менее, Тьерри Бутсен все-таки смог дебютировать в Формуле-1 в 1983 году в Arrows, собрав к 6 этапу чемпионата, домашнему для него Гран-При Бельгии, 500 000 долларов. Несмотря на то, что Бутсен в первом своем сезоне был рента-драйвером, он не уступил напарнику, Марку Зуреру, выступая, как минимум, не хуже его, а потому был оставлен в команде и на следующий год. Следующие два сезона доказали правильность выбора: оба сезона Бутсен завершал впереди напарника, а также принес команде подиум на Гран-При Сан-Марино 1985 года. А вот сезон 1986 года был уже не столь успешен: Тьерри Бутсен не зарабатывает ни одного очка, хотя и был несколько раз близок к этому. Становится понятно, что пора двигаться дальше, и новой командой для бельгийца становится Benetton.
К тому моменту команда проводила всего второй сезон в Формуле-1 под этим названием (ранее - Toleman), и первый сезон с двигателями Ford Cosworth. И сезон 1987 года начался довольно тяжело, но постепенно, к концовке сезона, машина, как говорится, поехала, и в последней гонке сезона, Гран-При Австралии, Бутсен окончил на третьем месте, второй раз поднявшись на подиум в Формуле-1.
Сезоны с 1988 по 1990 год стали самыми успешными для Тьерри Бутсена в Формуле-1. Уже 1988, еще в составе Benetton, он 9 раз в 16 гонках финиширует в очковой зоне, причем в 5 из них на третьем месте, что приносит ему 4 место в итоговом протоколе чемпионата. На следующий сезон его приглашают в Williams, и Бутсен сумел воспользоваться открывшейся перспективой, выиграв в первом же сезоне за команду 2 Гран-При. Обе победы, на Гран-При Канады 1989 и Гран-При Австралии 1989 состоялись в дождевых условиях. Помимо этого была еще победа на Гран-При Венгрии 1990, где Бутсен сумел отбиться от атак Айртона Сенны, были еще 5 подиумов за 2 сезона. Но в Williams решили (по обоюдному желанию с гонщиком) вернуть в команду Найджела Мэнселла и оставить вторым гонщиком Риккардо Патрезе, бывшего оба года напарником Бутсена. И Тьерри приходится искать новое место. Место находится в Ligier, но оба сезона, что бельгиец провел в команде, можно охарактеризовать лишь постоянными техническими проблемами: то с двигателями Lamborghini в 1991 году при неплохом шасси Ligier JS35, то с шасси Ligier JS37 в 1992 году при неплохом двигателе Renault RS3C.
1993 год оказался последним шансом, который Бутсен провел в Jordan. Не весь сезон, правда. Но довольно слабое сочетание Jordan-Hart слишком редко позволяло бороться за очки, и Тьерри заканчивает выступления в Формуле-1. В этом же году он впервые поднимается на подиум в Ле-Мане, а затем еще несколько лет участвует в германских кузовных состязаниях, в том числе и серии DTM, а также в гонках на выносливость.
В 1999 году он попадет в аварию именно во время марафона «24 часа Ле-Мана» и решает, что пора заканчивать карьеру. Сейчас Тьерри Бутсен является лицом собственной фирмы Boutsen Aviation по продаже легких самолетов, а с гонками его связывает небольшая команда, выступающая в таких соревнованиях как Le Mans Series, Formula Renault и Eurocup Megane Trophy.
Thierry Boutsen
Карьера | ||
---|---|---|
Год | Класс | Достижения |
1977 | Andre Pilette Racing School | Победитель чемпионата Volant V |
1978 | Formula Ford 1600 | Победитель бельгийского чемпионата (15 побед в 18 гонках) |
Endurance Races | Luigi Racing 24 Heures Spa-Francorchamps [в классе Gr.1 1.6] |
|
1979 | Formula 3 | Roger Heavens Racing 13 место в Европейском чемпионате (9 гонок) |
Roger Heavens Racing 3 гонки в германском чемпионате |
||
Roger Heavens Racing 19 место в британском чемпионате (1 гонка) |
||
Roger Heavens Racing Formula 3 Radio Trent Trophy 2 место в гонке |
||
World Challenge for Endurance Drivers | J. P. Willeme 24 Heures Spa-Francorchamps [в классе serT+2.5] |
|
1980 | Formula 3 | ORECA 2 место в Европейском чемпионате (3 победы, 6 подиумов в 14 гонках) |
1981 | Formula 2 | March Racing 2 место в Европейском чемпионате (2 победы, 5 подиумов в 15 гонках) |
World Endurance Championship | W.M. Aerem (Welter-Meunier Racing) 24 Hours of Le Mans [в классе C] |
|
1982 | Formula 2 | Marlboro Team Spirit 3 место в Европейском чемпионате (3 победы, 6 подиумов в 16 гонках) |
World Endurance Championship | Jean Rondeau, Italya Sport 2 гонки |
|
FIA Formula 1 | Тесты | |
Тесты | ||
1983 | World Endurance Championship | Joest Racing, Richard Lloyd Racing, Ford Concessionaires France, Matsuda Racing, Fitzpatrick Racing 6 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 6 гонках) |
Ford Concessionaires France 24 Hours of Le Mans [в классе C] |
||
FIA Formula 1 |
(0 очков; без места в чемпионате) |
|
All Japan Sports-Prototype Championship | Matsuda Conection 14 место в чемпионате |
|
European Touring Car Challenge | BMW Motorsport, SJA/Texaco Racing 2 гонки [в классе Division 3] |
|
1984 | FIA Formula 1 |
два 5-х, одно 6-е место (5 очков; 15 место в чемпионате) |
World Endurance Championship | Fitzpatrick Racing 29 место в чемпионате (2 подиума в 7 гонках) |
|
DRM | John Fitzpatrick Racing 3 место в чемпионате (1 победа, 3 подиума в 5 гонках) |
|
Endurance Races | John Fitzpatrick Racing 200 Meilen von Nurnberg [в классе C1] |
|
1985 | FIA Formula 1 |
одно 2-е, одно 4-е, два 6-х места (11 очков; 11 место в чемпионате) |
World Endurance Championship | Brun Motorsport 31 место в чемпионате (1 подиум в 5 гонках) |
|
IMSA Camel GTP Championship | Henn's Swap Shop Racing 1 победа в 1 гонке |
|
DRM | Brun Motorsport 1 гонка |
|
European Touring Car Championship | Brun Motorsport 1 гонка |
|
Endurance Races | Brun Motorsport 200 Meilen von Nurnberg 7 место в гонке [в классе C1] |
|
1986 | FIA Formula 1 |
(0 очков; без места в чемпионате) |
World Sports Prototype Championship | Brun Motorsport 8 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 7 гонках) |
|
Brun Motorsport 24 Hours of Le Mans [в классе C1] |
||
IMSA Camel GTP Championship | Henn's Swap Shop 1 гонка |
|
European Touring Car Championship | BMW Belgium 1 гонка [в классе Division 3] |
|
1987 | FIA Formula 1 |
одно 3-е, два 4-х, два 5-х места (16 очков; 8 место в чемпионате) |
World Touring Car Championship | Ford Texaco Racing Team (Eggenberger Motorsport) 1 гонка |
|
European Touring Car Championship | Ford Texaco Racing Team (Eggenberger Motorsport) 1 гонка |
|
1988 | FIA Formula 1 |
пять 3-х, одно 4-е, одно 5-е, два 6-х места (27 очков; 4 место в чемпионате) |
European Touring Car Championship | Ford Texaco Eggenberger Racing Team 19 место в чемпионате (1 подиум в 1 гонке) |
|
1989 | FIA Formula 1 |
2 победы, три 3-х, два 4-х, одно 6-е место (37 очков; 5 место в чемпионате) |
1990 | FIA Formula 1 |
1 победа, одно 2-е, одно 3-е, два 4-х, четыре 5-х, одно 6-е место (34 очка; 6 место в чемпионате) |
1991 | FIA Formula 1 |
(0 очков; без места в чемпионате) |
1992 | FIA Formula 1 |
одно 5-е место (2 очка; 14 место в чемпионате) |
1993 | FIA Formula 1 |
(0 очков; без места в чемпионате) |
Endurance Races | Peugeot Talbot Sport 24 Hours of Le Mans 2 место в гонке [в классе C1] |
|
1994 | Super Tourenwagen Cup | Eggenberger Motorsport 10 место в чемпионате (8 гонок) |
Endurance Races | Le Mans Porsche Team (Joest Racing) 24 Hours of Le Mans 3 место в гонке [2 место в гонке в классе GT1] |
|
1995 | DTM | Schubel Rennsport Int. 18 место в чемпионате (16 гонок) |
FIA Touring Car World Cup | Ford Mondeo Team Schubel 2 гонки |
|
Endurance Races | Porsche Kremer Racing 24 Hours of Le Mans 6 место в гонке [2 место в гонке в классе WSC] |
|
1996 | IMSA GTS | Champion Porsche 1 гонка [в классе GTS-1] |
German Supertouring Championship | Ford Mondeo Team Schubel 30 место в чемпионате (4 гонки) |
|
Endurance Races | Porsche AG 24 Hours of Le Mans 2 место в гонке [Победитель гонки в классе GT1] |
|
Global GT Championship | Freisinger Motorsport, Porsche AG 2 победы в 3 гонках |
|
1997 | IMSA GTS | Champion Porsche 2 гонки [в классе GTS-1] |
FIA GT | Porsche AG 15 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках) |
|
Endurance Races | Porsche AG 24 Hours of Le Mans [в классе GT1] |
|
Porsche Supercup | Porsche AG 1 гонка |
|
1998 | United States Road Racing Championship | Champion Motors Победитель чемпионата (1 победа, 4 подиума в 5 гонках) |
IMSA GTS | Champion Motors, Dave Maraj 3 подиума в 3 гонках в абсолютном зачете [2 победы, 3 подиума в 3 гонках в классе GT1] |
|
Endurance Races | Toyota Motorsports 24 Hours of Le Mans [в классе GT1] |
|
Ecurie Toison d'Or Proximus 24 Spa 12 место в гонке [11 место в гонке в классе SP] |
||
Belgian Procar | Ecurie Toison d'Or - Lo Racing 60 место в чемпионате (1 гонка) |
|
1999 | American Le Mans Series | Champion Racing 3 гонки [в классе LMP] |
Endurance Races | Toyota Motorsports 24 Hours of Le Mans [в классе LMGTP] |
|
FeeLLeaN