Жан Алези
Краткие сведения о пилоте | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Jean Robert (Giovanni Roberto) Alesi [Жан Робер (Джованни Роберто) Алези] |
||||
Страна | Франция | ||||
Дата и место рождения | 11 июня 1964 г.; Авиньон, Воклюз, Франция |
||||
Место проживания | Франция | ||||
Семейный статус | Женат, четверо детей | ||||
Официальный сайт | www.jean-alesi.com | ||||
Достижения | 4 место в чемпионате мира в 1996 и 1997 годах | ||||
Кавалер Ордена Почётного легиона | |||||
Дебютный Гран-При | Гран-При Франции 1989 (7 этап из 16) | ||||
Лучший результат в гонке | Победа на Гран-При Канады 1995 | ||||
Команды | 1 | Tyrrell Racing Organisation | 1989-1990 | 24 ГП | 21 очко |
2 | Scuderia Ferrari SpA | 1991-1995 | 79 ГП | 121 очко | |
3 | Mild Seven Benetton Renault | 1996-1997 | 33 ГП | 83 очка | |
4 | Red Bull Sauber Petronas | 1998-1999 | 32 ГП | 11 очков | |
5 | Gauloises Prost Peugeot | 2000 | 29 ГП | 4 очка | |
Prost Acer | 2001 | ||||
6 | Benson & Hedges Jordan Honda | 2001 | 5 ГП | 1 очко | |
7 | West McLaren Mercedes | 2002 | тест-пилот | ||
Статистические данные | |
---|---|
Сезоны | 13 |
Гран-При / Старты | 202 / 201 |
Победы | 1 |
Подиумы | 32 |
Поул-позиции | 2 |
Быстрейшие круги | 4 |
Очки | 241 |
Джованни (или Жан) Алези родился 11 июня 1964 года во французском Авиньоне в семье итальянских эмигрантов. Его отец был автомехаником, что немало способствовало тому, что Жан с младых лет полюбил автомобили и скорость.
Его гоночная карьера началась с немногочисленных выступлений в картинге, но серьезным шагом в сторону профессионального спорта стали последующие выступления во французском чемпионате Renault 5 Turbo Cup, где в 1983 году Алези смог одержать первую победу. В следующем сезоне Жан перешел во французский же чемпионат Formula Renault Turbo, где за два года выступлений 5 раз приезжал на подиумной позиции.
Но по настоящему серьезные результаты пришли к Жану Алези в 1986 году, когда он начал выступать в Formula 3 в качестве частника, сходу заняв 2 место во французском чемпионате, а в 1987 году выиграв его же, уже в составе команды ORECA. Вместе с этой командой он продолжил путь и в следующем году, штурмуя международный чемпионат Formula 3000, но первый сезон в серии сложился средне: Жан уступал напарникам и завоевал 1 подиум в 11 гонках, заняв 10-ое итоговое место в чемпионате. Но потенциал Жана был виден, и Эдди Джордан предложил гонщику попробовать свои силы в его команде F3000 на будущий сезон и не прогадал. В 1989 году в упорной борьбе, набрав равное количество очков по итогам сезона, с соотечественником, Эриком Кома, и, Жан одержал на одну победу больше и стал чемпионом.
Также в 1989 году произошли еще два знаменательных для Алези события. Сначала он дебютировал в марафоне «24 часа Ле-Мана», правда, экипаж вынужден был сойти на 70-ом круге из-за пожара. А через месяц он дебютировал в Формуле-1.
Эдди Джордан, владелец команды Formula 3000, Кен Тиррелл, владелец команды Formula 1 и их общий спонсор Camel договорились о единичной выступлении Жана в составе команды Tyrrell на Гран-При Франции 1989. Много от гонщика не ждали, хорошим результатом оказался бы сам факт старта в гонке, но Жан, неплохо справился с первой квалификацией, стартовал 16-м, а затем пробился на блестящее 4 место на финише гонки. Столь великолепный дебют не прошел незамеченным, команда была рада принять Алези в качестве постоянного боевого пилота. Правда, по ходу окончания сезона ему пришлось пропустить два Гран-При, которые совпадали по срокам с гонками Formula 3000, но еще в 7 стартах в Formula 1 Жан Алези еще дважды приезжал в очковой зоне.
Сезон 1990 года стал первым полным сезоном Алези в Формуле-1 и в дебютной же гонке он отблагодарил команду: стартовав с 4 места, Жан на первом же круге гонки вышел в лидеры и удерживал эту позицию большую часть гонки, но, пусть и уступил победу Айртону Сенне на McLaren, финишировал на 2 позиции. К сожалению, подобные результаты были только в начале сезона, когда Алези завоевал второе же место в Гран-При Монако, а также 6 место в Гран-При Сан-Марино, но последующие гонки не принесли ни одного заработанного очка, хотя проблески скорости еще случались. Потенциально быстрый гонщик был, конечно, интересен всем топ-командам, из когорты которых команда Tyrrell к тому времени уже выпала, и Жану был предложен контракт с Williams. Контрактные договоренности практически были улажены, когда на горизонте появилось предложение от Ferrari, за которую Жан, итальянец по происхождению, страстно мечтал выступать. Несмотря на отговоры, гонщик выбрал именно итальянскую команду для продолжения карьеры, что, вполне вероятно, стало совсем не лучшим решением. Дело в том, что в Ferrari в те годы переживали длительный застой, и даже приход в команду в 1990 году Алена Проста не сильно изменил ситуацию. Тем не менее, за последующие 5 лет, что Жан Алези провел в Ferrari, он стал любимцем тиффози, пусть и не смог выиграть с командой чемпионский титул.
Нельзя сказать, что ситуация с машиной была критичной: Алези завоевывал подиумные позиции в каждом сезоне за Scuderia Ferrari, вот только речи о серьезной борьбе за чемпионский титул не шло. Свою единственную победу в карьере, Жан одержал именно за рулем машины итальянской команды, на Гран-При Канады 1995 года.
Несмотря на эту победу, сезон 1995 года оказался последним для Алези в составе Ferrari. Затеяв глобальную перестройку, руководитель команды Жан Тодт уже подписал контракт на будущий сезон с действующим чемпионом мира, Михаэлем Шумахером, в напарники к которому требовался более молодой, нежели Жан, гонщик. Вместе с партнером по Ferrari, австрийцем Герхардом Бергером, Алези отправляется в Benetton, где к удивлению многих проводит два лучших, с точки зрения финишной позиции в чемпионате, сезона. В 1996 и 1997 годах Алези 13 раз приезжает на подиум, и оба сезона заканчивает на 4 месте в чемпионате.
Дальнейшая карьера в Формуле-1 стала постепенным спадом. Два сезона в Sauber лишь поначалу принесли более-менее приемлемые результаты: в 1998 году Жан смог финишировать на 3-ем месте в Гран-При, которое стало последним его подиумом в Формуле-1.
В 2000 году Алези переходит в команду своего бывшего партнера по Ferrari, Алена Проста, но их отношения почти с самого начала оказываются напряженными, чему сильно способствовали результаты команды: в 2000 году ни Алези, ни его напарник, Ник Хайдфельд не смогли заработать ни одного очка. И пусть в 2001 году Prost AP04 оказалась очень надежной и не без проблесков скорости машиной, и Жан смог трижды пробиться в очковую зону, отношения с между Простом и Алези не улучшились. На помощь пришла, как ни странно, аналогичная накалившаяся обстановка в стане Jordan, где не смогли ужиться руководитель команды Эдди Джордан и гонщик Хайнц-Харальд Френтцен. Последовавшая рокировка гонщиков, похоже, удовлетворила все конфликтные стороны, ибо оба гонщика провели концовку сезона намного более воодушевленно, нежели большую его часть.
После окончания сезона Жан Алези принимает решение окончить выступления в Формуле-1 и принимает предложение Mercedes о переходе в DTM, одновременно получив статус тест-пилота в команде Formula 1 McLaren. В DTM Алези также не стал чемпионом, но все 5 сезонов закончил в десятке лучших и смог одержать 5 побед, что до сих пор является лучшим результатом для гонщиков, перешедших в DTM из Formula 1 (если не считать Берндта Шнайдера, который является скорее гонщиком кузовных серий, нежели формульным пилотом).
В последующие годы Жан появлялся в выставочном соревновании Race of Champions, где в 2004 вместе с Себастьеном Лёбом выиграл Кубок Наций, выступал в серии Speedcar, где в 2008 и 2009 годах одержал 5 побед.
Наиболее серьезным возвращением в гонки после окончания карьеры в DTM стали выступления в Le Mans Series в классе LMGT2 на Ferrari F430 GT2 за заводскую команду AF Corse, где он разделил 3 место в чемпионате с напарниками по команде Джанкарло Физикеллой и Тони Виландером. Также состоялось и возвращение в Ле-Ман, где экипаж AF Corse занял 4 место в классе GT2.
В 2011 году Жан Алези стал представителем обновленной гоночной программы Lotus и тест-пилотом проекта Lotus. Шасси так и не было доработано для выхода на старт, но в рамках программы Алези смог совершить дебют в Инди-500 в 2012 году. Fan Force United, команда младшей серии Indy Lights, стала базой для проекта, а на шасси Dallara DW12, единого для старшей серии IndyCar, был поставлен двигатель Lotus. Этот двигатель настолько уступал по характеристикам всем конкурентам, что из всех гонщиков, кто собирался выйти на старт гонки на машинах с ним, не отказались от проекта только сам Жан и Симона де Сильвестро, которая также входила в проект Lotus. Дебют вышел, мягко говоря, провальным: Жан квалифицировался 33-им и последним, а в гонке уже после нескольких кругов и ему и Симоне был показан черный флаг из-за того, что их скорость была слишком низкой.
Несмотря на противоречивость карьеры и то, что Жан Алези выиграл всего 1 гонку в Формуле-1, он запомнился болельщикам быстрым и целеустремленным пилотом, а тиффози до сих пор вспоминают его, как одного из достойнейших гонщиков Scuderia Ferrari.
Jean Alesi
Карьера | ||
---|---|---|
Год | Класс | Достижения |
1983 | Renault 5 Turbo Cup | 7 место в французском чемпионате (1 победа) |
1984 | Formula Renault Turbo | 10 место в французском чемпионате (12 гонок) |
1985 | Formula Renault Turbo | 5 место в французском чемпионате (5 подиумов в 12 гонках) |
1986 | Formula 3 | Jose Alesi 2 место в французском чемпионате (2 победы, 7 подиумов в 11 гонках) |
Jose Alesi 10 место в Кубке Европы (1 гонка) |
||
Jose Alesi Monaco Grand Prix |
||
Jose Alesi Macau GP 8 место в гонке |
||
1987 | Formula 3 | ORECA Победитель французского чемпионата (7 побед, 10 подиумов в 13 гонках) |
ORECA Monaco Grand Prix 2 место в гонке |
||
ORECA Macau GP |
||
1988 | International Formula 3000 | ORECA 10 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках) |
Formula 3 | Alesi Junior Team Macau GP 11 место в гонке |
|
1989 | International Formula 3000 | Eddie Jordan Racing Победитель чемпионата (3 победы, 4 подиума в 9 гонках) |
Formula 3000 | Team Kygnus Tonen 2 гонки в японском чемпионате |
|
Endurance races | Takefuji-Team Schuppan 24 Hours of Le Mans [в классе C1] |
|
FIA Formula 1 |
два 4-х, одно 5-е место (8 очков; 9 место в чемпионате) |
|
IMSA Camel GTO | Ferrari France 25 место в чемпионате (1 подиум в 1 гонке) |
|
1990 | FIA Formula 1 |
два 2-х, одно 6-е место (13 очков; 9 место в чемпионате) |
1991 | FIA Formula 1 |
три 3-х, два 4-х, одно 5-е, одно 6-е место (21 очко; 7 место в чемпионате) |
1992 | FIA Formula 1 |
два 3-х, два 4-х, два 5-х места (18 очков; 7 место в чемпионате) |
1993 | FIA Formula 1 |
одно 2-е, одно 3-е, два 4-х места (16 очков; 6 место в чемпионате) |
1994 | FIA Formula 1 |
одно 2-е, три 3-х, одно 4-е, одно 5-е, одно 6-е место (24 очка; 5 место в чемпионате) |
1995 | FIA Formula 1 |
1 победа, четыре 2-х, четыре 5-х места (42 очка; 5 место в чемпионате) |
1996 | FIA Formula 1 |
четыре 2-х, четыре 3-х, два 4-х, одно 6-е место (47 очков; 4 место в чемпионате) |
1997 | FIA Formula 1 |
четыре 2-х, одно 3-е, три 5-х, два 6-х места (36 очков; 4 место в чемпионате) |
1998 | FIA Formula 1 |
одно 3-е, два 5-х, одно 6-е место (9 очков; 11 место в чемпионате) |
1999 | FIA Formula 1 |
два 6-х места (2 очков; 16 место в чемпионате) |
2000 | FIA Formula 1 |
(0 очков; 22 место в чемпионате) |
2001 | FIA Formula 1 | одно 5-е, два 6-х места |
одно 6-е место (5 очков; 15 место в чемпионате) |
||
2002 | FIA Formula 1 | Тест-пилот |
DTM | HWA AMG 6 место в чемпионате (1 победа, 3 подиума в 10 гонках) |
|
2003 | DTM | HWA AMG 5 место в чемпионате (2 победы в 10 гонках) |
2004 | DTM | HWA AMG 7 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках) |
Race of Champions | сб. Франции Победитель Кубка Наций полуфиналист личного зачета |
|
2005 | DTM | AMG-Mercedes 7 место в чемпионате (1 победа в 11 гонках) |
Race of Champions | сб. Франции | |
2006 | Картинг | 20 место в Desafio Internacional das Estrelas |
DTM | Persson Motorsport 9 место в чемпионате (10 гонок) |
|
2008 | Speedcar Series | Speedcar Team 4 место в чемпионате (2 победы, 5 подиумов в 10 гонках) |
2009 | Speedcar Series | HPR 5 место в чемпионате (3 победы в 9 гонках) |
2010 | Le Mans Series | AF Corse 3 место в чемпионате в классе LMGT2 (3 подиума в 5 гонках) |
Endurance races | AF Corse 24 Hours of Le Mans 16 место в гонке [4 место в гонке в классе GT2] |
|
2012 | IZOD IndyCar Series | Lotus / F.P. Journe (Fan Force United) 34 место в чемпионате (1 гонка) |
Lotus / F.P. Journe (Fan Force United) Indianapolis 500 33 место в гонке |
||
FeeLLeaN