Квалификация Гран-При Бахрейна 2010 (14.03.2010)
Вот и начался новый сезон. Начался не совсем в привычном месте - в Бахрейне, а не Австралии, как много лет до этого.
Но трасса Сахир в Бахрейне нисколько не хуже Австралии, а расположена ближе к Европе, где по сей день квартируют все команды, что сделало ее более удобным местом для начала чемпионата.
Начнем наш обзор не прямо с стартовых перепетий, а с несколько другого события. Дело в том, что в этом году ровно 60 лет Формуле 1. Виват! Фанфары! Праздничный салют! Тут уж и месторасположение пригодилось: на это празднество позвали всех ныне живущих чемпионов Формулы 1. Некоторые из них уже хорошо так в летах, а в Бахрейн лететь не столь далеко, как в Австралию.
Собрались они, походили, поулыбались, покатались на своих чемпионских машинах, пообщались, прошлое повспоминали. А некоторые даже поработали: с этого года один из бывших гонщиков Ф1 будет помогать стюардам на Гран-При в качестве консультанта. Таким консультантом на Гран-При Бахрейна стал Ален Прост, ни много ни мало 4-х кратный чемпион мира. Вот так вот. Авторитет, опыт и знание дела. "Профессор", одним словом.
Некоторое время спустя, вдоволь попозировав фотографам, и со всем нынешним составом пилотов сезона-2010, и своим узким чемпионским составом, уступили самые титулованные личности Формулы 1 дорогу разворачивавшемуся действу квалификации.
В этом году команд стало 12, пилотов, соответственно, 24, вот и правила немножко поменяли: в первой сессии вместо ранее вылетавших 5 пилотов стало 7. Во второй сессии столько же. А в финальной части теперь, ввиду изменений регламента - отменили дозаправки и болиды на старте заполнены под завязку на всю гонку - не нужно вымерять необходимое количество топлива, едь с минимумом и занимай позицию по скорости. Только выбор шин предусмотреть нужно - если вышел в финальную часть, то на каких проедешь, на таком типе, "мягком" или "жестком", и стартуешь в гонке.
Все затаили дыхание, на пит-лейне погас красный свет светофора, загорелся зеленый... и поехали!
Первая сессия квалификации какими-то неожиданными ходами не отличалась. Да и что можно узреть удивительного, если на старте 3 новых команды, которым, чтобы просто догнать "дедов" нужно еще работать и работать? Вот и получилось, что именно 6 пилотов, представляющих новичков, и сошли в первой же части. А компанию им составил самый молодой гонщик чемпионата, а, по совместительству, и всей Ф1 за всю ее историю, испанец Хайме Альгерсуари. Такая вот пулька новичков да молодежи получилась...
А давайте-ка все же уважим их старания и пройдемся по всем по чуть-чуть:
Индус Чандхок не просто дебютант чемпионата на машине команды-новичка. Команда не провели ни единого дня тестов, приехав в Бахрейн начинать все с чистого листа, да и самого Чандхока "подписали" только за неделю до старта чемпионата. Но, даже приехав в Бахрейн, счастье управления машиной Формулы 1 не стало доступно Каруну - его машина во время всех тренировок (а их три) простояла в боксах, подвергаясь осмотрам, наладке и настройке - не в порядке был его железный конь, прихворал. Так что его дебютные круги пришлись сразу на квалификацию. Аж целых 7 штук. Как закономерность - последнее 24 место и проигрыш в 1,656 сек собственному партнеру по команде.
У бразильца дело обстояло несколько лучше - все-таки 33 круга на тренировках он накатал, что уже вполне неплохо для команды-новичка. Да, он плелся внизу протоколов, но и не было задачи подняться куда-то выше. Информацию собрали, машину прикатали, и то ладно. Знакомство прошло достаточно спокойно, в рабочем порядке. А то, сколько они отстают от других команд, пока не важно. 23 место оно, ведь, тоже на старте Гран-При.
Тоже дебютант, тоже команда-новичек... Но ситуация другая - тесты были, машины прикатались. Да, проблемы есть и много, но пора уже не информацию собирать, а скорости наращивать. Правда, Лукаса проблемы преследовали весь уикенд - он даже третью тренировку фактически пропустил. Так что 22 время в квалификации для бразильца, конечно, простительно и, пока что, не фатально, но работать есть над чем.
А вот тут уже несколько иной коленкор - машина, да, новая. Но пилот уже достаточно опытный - тут тебе и 4 сезона за плечами, и победа имеется. Но машина не быстра, тут даже ее создатели говорят, что ставят во главу угла именно надежность. Как результат - предсказуемое 21 место для финна.
Опыт - один из самых опытных пилотов в нынешней Ф1, скорость - один из быстрых пилотов в квалификациях, но лишь 20 место для Ярно в квалификации. Загвоздка, как и в случае с Ковалайненом в машине.
Если ровнять пилота на его партнера по команде, то тут немец очень хорош - 0,859 сек над ди Грасси - результат неплохой. Правда, опыт на стороне Тимо, но он и Трулли и Ковалайнена опередить смог, что не столь очевидно. Так что, пожалуй, лучшая квалификационная позиция среди новичков - вполне уважаемая позиция.
Единственный представитель "старых" команд, не прошедший во вторую сессию. И пусть он самый молодой пилот чемпионата, но потенциал машины все же побольше, чем 18 место. Но ведь кто-то должен был оказаться первым из последних, не правда ли? Посмотрим, станет ли это закономерностью. Но 0,657 сек он у Глока все-таки выиграл.
2 сессия квалификации была уже не столь очевидна - плотность результатов в середине пелотона такова, что на пройти в 10 лучших мог, фактически, любой представитель команд Williams, Renault, Force India, Toro Rosso, BMW Sauber. Да и никто из лидеров от ошибок не застрахован. Так, например, действующий чемпион мира - Дженсон Баттон - едва-едва проскочил в финальную часть с десятого места. Что-то там у него не заладилось, да и соперники уступать не хотели. Но, в итоге, предстартовые прогнозы, в этой части, оправдались - все представители "большой четверки" (McLaren, Mercedes, Red Bull, Ferrari) оказались в финальной части, взяв себе "в нагрузку" Роберта Кубицу из Renault и Адриана Сутиля из Force India. Посмотрим, кто же остался за бортом последней сессии:
Дебют россиянина на Гран-При прошел неоднозначно: с одной стороны уверенное попадание во вторую часть с 12-ым временем, с другой - 17 место на стартовой решетке и серьезный проигрыш напарнику, прошедшему в финальную часть квалификации. Да, напарником у него уже вполне опытный Роберт Кубица, чья скорость сомнений не вызывает, но доказывать свою скорость нужно в любом случае. Начало положено, а реальную скорость дебютанта, по всей видимости, оценим уже по возвращении в Европу через 3 этапа.
Предсезонные тесты говорили о скорости машин Петера Заубера. Но пока таковые прогнозы подтверждения не получили. Правда, плотность в средней группе такова, что 0,5 сек решают судьбу четырех-пяти позиций. В двух гонках прошлого сезона, где японец дебютировал в Гран-При, он показал, что скорости и напора ему не занимать. Дело за стабильностью результатов.
Пройдя во вторую часть квалификации, швейцарец уже выиграл дуэль у напарника. Но после впечатляющего сезона 2008 Себастьяна Феттеля в Toro Rosso, от воспитанников молодежной программы Red Bull ждут хотя бы сколько-то похожих результатов. Прошлый сезон на стал прорывом в этом отношении: да, Себастьен выступал стабильно, иногда показывая скорость, но команде нужны результаты, тем более, что примеров отчисления из программы поддержки Red Bull очень даже хватает и церемониться тут никто не будет.
Возвращение в гонки 39-летнего испанца сложно назвать феерическим, но даже невооруженным глазом видно, что навыков за годы тестов в McLaren он не растерял. 14 место, конечно, не предел мечтаний, но и мало кто ждал от Педро моментального прорыва. Не будем утверждать, что его задачей является обучение молодого напарника Кобаяши - не для того Педро в гонках, но в ритм еще точно входить нужно. А дуэль напарников - опыта и молодости - классический образец состава команды в Формуле 1, обещает быть интересной.
Первый же заезд в квалификациях чемпионта мира сделал молодого немца лучшим среди дебютантов. Останется ли это так и по ходу сезона, сказать сложно. Но свежеиспеченный чемпион серии GP2, наверняка, настроен серьезно. Машина звезд с неба хватать не позволяет, но борьба в средней группе с еще двумя дебютантами - Петровым и Кобаяши - за звание лучшего скорее всего станет основной задачей на сезон.
На 12-м месте один из тех, кого, в свое время, из программы Red Bull отчислили (привет, Буэми!). После просиживания в тестерах в Force India, в прошлом сезоне итальянцу повезло вернуться за руль. Очков он не заработал, но доверие команды сохранил, что и позволило ему снова сеть за руль в новом сезоне. В Формуле 1 Тонио особыми результатами не блистал, но сейчас, вроде как, настроен серьезно и боевито. Что и не удивительно, ибо этого его последний шанс что-то показать в чемпионате мира. Напарнику, Адриану Сутилю, вышедшему в 3 сессию, он проиграл не так и много, так что тут еще не все потеряно.
Для бразильского ветерана, проведшего больше всех Гран-При за всю историю Формулы 1, эта квалификация, конечно, не стала лучшей, но главный его козырь - стабильность и скорость в самой гонке - оставляет множество шансов для прорыва наверх с вполне удобной стартовой позиции. Пусть в этом сезоне под ним не оказавшаяся чемпионской машина Brawn GP, а Williams, последнее время чемпионских машин не производящий, но плотность результатов в средней группе и навыки Рубенса могут преподнести парочку сюрпризов и за сезон и по ходу одного, отдельно взятого Гран-При.
После отсева всех самых "медленных" в двух первых частях квалификации, осталась лучшая 10-ка. Лучшая она, конечно, относительно: в попадании четырех "топ-команд" в последнюю часть квалификации никто и не сомневался, а вот присутствие там Роберта Кубицы и Адриана Сутиля было делом более сложным для прогнозов. Правда, при таком раскладе и смысл попадания в 3 сессию несколько теряется - обогнать кого-то из первой восьмерки пилотов можно только при наличии серьезной ошибки или технической проблемы у кого-нибудь из них. Поэтому таковое попадание свелось для Роберта и Адриана лишь к почету и уважению среди зрителей - оно, может, и важно, но быстро забывается в мире больших автогонок. То, что 3 часть пройдет в новом (читай, хорошо забытом старом) формате - с пустыми баками - только добавляло интриги к и так интересному противостоянию 4 чемпионов мира и 4 претендентов. Самыми быстрыми, по результатам первых сессий были Фернандо Алонсо на Ferrari и Себастьян Феттель на Red Bull, что автоматически сделало их основными претендентами на поул-позицию. Но именно в третьей сессии в борьбу включился постепенно улучшавший результат Фелипе Масса на Ferrari. Поул он, правда, не знал, но, показав время круга лучшее, чем его напарник Фернандо Алонсо, занял второе место. А первое досталось Себастьяну Феттелю, став его шестым поулом за недолгую карьеру в Формуле 1.
Прорвавшись в финальную часть квалификации с неплохого 8 места, Адриан, фактически, этой третей частью и пожертвовал. Дело в том, что по новым правилам в гонке нужно стартовать на том же типе резины, какую пилот использует в финальной части квалификации (правило действует только для третьей части, для самых быстрых пилотов). И если 9 участников 3 сессии выбрали мягкий, более быстрый на короткой серии кругов тип резины, то Адриану поставили более твердую - с прицелом на гонку, ведь она в реалиях многокруговой гонки должна вести себя лучше. Так что, у Адриана оказалась неплохая позиция для атаки на более высокие позиции во время старта Гран-При.
В этой, первой в новой для себя команде, квалификации поляк стал "лучшим среди остальных", оказавших позади лишь машин восьми топ-команд. Для кого-то эта скорость Renault F1 Team под управлением Роберта, наверняка, оказалась сюрпризом - ведь, по сравнению с соперниками, машина французской команды отличается относительной простотой линий и обводов. На факт остается фактом - 9 место на стратовой решетке стало очень даже неплохим результатом для обновленной команды, ее новых руководителей и самого пилота.
Для действующего чемпиона мира эта квалификация стала своеобразной проверкой на моральную прочность - ведь переходил он в новую для себя команду явно не для того, чтобы занимать позицию позади всех основных соперников. Как говорил сам британец, у него возникли непонятные проблемы со скоростью машины. Так или иначе, неуверенное попадание в десятку лучших и восьмое место в итоге пусть и не стали разочарованием, но работы, и для пилота, и для команды, прибавили точно.
Пожалуй, большего всего глаз болельщиков следило именно за этой машиной. Оно и понятно - возвращение в строй, после трехлетнего перерыва в гонках, семикратного чемпиона мира не могло не оставить от себя огромной волны интереса. Подогретые этой сенсационной вестью, болельщики ждали чего-то особенного... но такого не произошло. Михаэль спокойно и уверенно отработал и тренировки и квалификацию, показывая вполне стабильные результаты. Но не более того. Честно говоря, по-моему зря ожидания столь высоки - ему нужно снова набрать форму, войти в гоночный тонус. Не так уж и слаб, мягко говоря, уровень его нынешних соперников, чтоб после трехгодичного отпуска вернуться и выиграть все и у всех.
Австралиец неплохо отработал на тренировках и в первых двух частях квалификации, показав 4 и 3 места соответственно. А вот в финальной, решающей, части что-то разладилось. Показав время на почти секунду хуже собственного во второй части, Марк занял только 6 место, хотя машина, по всей видимости, позволяла бороться за большее. Что уж там разладилось не столь важно. Важно другое - Марку необходимо быть по результатам как можно ближе к напарнику, Себастьяну Феттелю, и не только из-за обычной внутрикомандной дуэли, а из-за политики руководства Red Bull - пригласить на следующий сезон кого другого (Кими Райкконена?) и отправить Марка в отставку им ничего не стоит.
Дебют в новой команде прошел вполне неплохо - пока более молодой немец быстрее своего опытного соотечественника - напарника по команде. Пока. Собственно, вспомнился по этому поводу дебют Нико в Гран-При вообще - в 2006 году за Williams, здесь же, в Бахрейне. Показав 12 стартовое время и приехав на финиш седьмым, да заполучив в придачу Лучший круг в дебютной гонке (очень даже сильный показатель), Нико по ходу сезона в очки смог приехать еще лишь раз, и тоже на 7 месте. Правда ради, стоит добавить, что было еще 3 квалификационное время в Малайзии, а Williams образца 2006 года - совсем не чета нынешней Mercedes, но как бы не стал этот год для Нико аналогичным 2006-му.
Начиная свой 4 сезон в Формуле 1, британский чемпион мира 2008 года занял, пожалуй, лучшую возможную для себя сейчас позицию на старте. Как оказалось, McLaren в этом году пусть и в лидирующей группе, но все-таки отставал во время тренировок и квалификации Гран-При Бахрейна от Ferrari и Red Bull. Зато это не такое отстваание, как в прошлом году - все-таки работу над ошибками в McLaren умеют проводить очень неплохо. Да и модернизировать машину по ходу сезона тоже. Правда, раньше были у них отличные опытные тестеры - Педро де ла Роза, например - и как сейчас команда будет наверстывать отставание не ясно до конца, но что Льюису, как и Дженсону, нужно еще очень много работать, видно невооруженным глазом. 4 место - позиция, в принципе, неплохая, но отставание более чем в 1,1 сек должно настараживать.
Начало уик-энда испанец точно может занести себе в актив: уверенно проведенные тренировки и квалификация лишь подтвердили то, что Алонсо в нынешней Формуле 1 не просто так двухкратный чемпион. Тем более, что он перешел в новую для себя команду, а результаты выглядят так, будто в этом коллективе он провел уже не один год. Здесь, конечно, не только его заслуга, но и команды, что приняла его с распростертыми объятьями. В том, что он будет одним из лидеров сезона никто и не сомневался, а Фернандо еще раз подтвердил таковые размышления. И пусть он проиграл в финальной сессии Массе и Феттелю, но в том, что Алонсо будет бороться за победу сомневаться не приходится.
Вернувшись в строй впервые после злополучной аварии в Венгрии в прошлом году, бразилец сразу же показал, что он не потерял в скорости. Собственно, именно эта задача перед ним и стояла - ни выиграть у напарника, ни стать лучшим, а просто проехать так, чтоб все поняли - Фелипе вернулся, и он вернулся во всеоружии. Две Ferrari ехали все сессии вполне близко по результатам (правда, Алонсо был впереди первые две сессии), а вот в третьей части Масса взял верх, проехав лучший для себя круг в квалификации. Правда, справедливости ради, стоит отметить, что Алонсо проехал медленнее, чем до этого, но на то она и квалификация, чтобы показывать на что способен здесь и сейчас. Как итог первый ряд стартового поля для Фелипе и возвращение в ряды быстрейших.
Шестая поул-позиция досталась Себастьяну в первой же гонке сезона, что было не столь очевидно по итогам предсезонных тестов - да, скорость есть, но множество "детских" болезней, присущих многим машинам творениям Эдриана Ньюи заставляли задуматься, будет ли потенциал реализован так скоро, или соперники снова начнут уходить в отрыв в начале сезона, как в прошлом году. Кстати, любопытен факт, что из целых шести немцев, участвующих в нынешнем чемпионате мира, моложе Себастьяна лишь дебютант Хюлькенберг, да и то лишь чуть более, чем на месяц. При этом, Феттель считается (да и является, что уж там) одним из основных претендентов на титул в этом году, уже успел побывать вице-чемпионом и одержать 5 побед (об остальном умолчим), проводя уже свой 4-ый сезон в Гран-При. И вот, он впереди всех мастеров Больших Призов, ожидаемо или неожиданно, но с первого же этапа чемпионата.
2010 Formula 1 Gulf Air Bahrain Grand Prix Qualifying
Квалификация к Гран-При состоит из трёх последовательных сессий (для 24 машин):
В первой сесси участвуют все гонщики. Сессия длится 20 минут. По окончании сессии семь самых медленных машин выбывают из квалификации, а их результаты заносятся в протокол. Времена остальных аннулируются.
Вторая сессия длится 15 минут, а по ее окончании выбывает еще семь наиболее медленных машин. Результаты 10 лучших аннулируются.
Третья сессия длится 10 минут и проводится для 10 лучших гонщиков квалификации.
Квалификация Гран-При Бахрейна 2010 | |||||||||
ПП | Пилот | Команда | 1 сессия | 2 сессия | 3 сессия | Круги | |||
М | Время | М | Время | М | Время | ||||
1 | Sebastian Vettel | Red Bull Racing | 2 | 1:55.029 | 1 | 1:53.883 | 1 | 1:54.101 | 14 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Felipe Massa | Scuderia Ferrari | 5 | 1:55.313 | 4 | 1:54.331 | 2 | 1:54.242 | 16 |
3 | Fernando Alonso | Scuderia Ferrari | 1 | 1:54.612 | 2 | 1:54.172 | 3 | 1:54.608 | 20 |
4 | Lewis Hamilton | Vodafone McLaren | 6 | 1:55.341 | 6 | 1:54.707 | 4 | 1:55.217 | 19 |
5 | Nico Rosberg | Mercedes GP | 7 | 1:55.463 | 5 | 1:54.682 | 5 | 1:55.241 | 13 |
6 | Mark Webber | Red Bull Racing | 4 | 1:55.298 | 3 | 1:54.318 | 6 | 1:55.284 | 13 |
7 | Michael Schumacher | Mercedes GP | 9 | 1:55.593 | 9 | 1:55.105 | 7 | 1:55.524 | 15 |
8 | Jenson Button | Vodafone McLaren | 11 | 1:55.715 | 10 | 1:55.168 | 8 | 1:55.672 | 17 |
9 | Robert Kubica | Renault F1 Team | 8 | 1:55.511 | 7 | 1:54.963 | 9 | 1:55.885 | 17 |
10 | Adrian Sutil | Force India | 3 | 1:55.213 | 8 | 1:54.996 | 10 | 1:56.309 | 16 |
11 | Rubens Barrichello | AT&T Williams | 12 | 1:55.969 | 11 | 1:55.330 | 12 | ||
12 | Vitantonio Liuzzi | Force India | 10 | 1:55.628 | 12 | 1:55.653 | 13 | ||
13 | Nico Hulkenberg | AT&T Williams | 15 | 1:56.375 | 13 | 1:55.857 | 14 | ||
14 | Pedro de la Rosa | BMW Sauber | 16 | 1:56.428 | 14 | 1:56.237 | 13 | ||
15 | Sebastien Buemi | Toro Rosso | 14 | 1:56.189 | 15 | 1:56.265 | 14 | ||
16 | Kamui Kobayashi | BMW Sauber | 17 | 1:56.541 | 16 | 1:56.270 | 13 | ||
17 | Vitaly Petrov | Renault F1 Team | 13 | 1:56.167 | 17 | 1:56.619 | 14 | ||
18 | Jaime Alguersuari | Toro Rosso | 18 | 1:57.071 | 6 | ||||
19 | Timo Glock | Virgin Racing | 19 | 1:59.728 | 7 | ||||
20 | Jarno Trulli | Lotus F1 Racing | 20 | 1:59.852 | 6 | ||||
21 | Heikki Kovalainen | Lotus F1 Racing | 21 | 2:00.313 | 7 | ||||
22 | Lucas di Grassi | Virgin Racing | 22 | 2:00.587 | 7 | ||||
23 | Bruno Senna | Hispania Racing | 23 | 2:03.240 | 6 | ||||
24 | Karun Chandhok | Hispania Racing | 24 | 2:04.904 | 7 |
Счет по квалификациям между напарниками по команде | |||||
Vodafone McLaren | №1 | Jenson Button | 0:1 | Lewis Hamilton | №2 |
---|---|---|---|---|---|
Mercedes GP | №3 | Michael Schumacher | 0:1 | Nico Rosberg | №4 |
Red Bull Racing | №5 | Sebastian Vettel | 1:0 | Mark Webber | №6 |
Scuderia Ferrari | №7 | Felipe Massa | 1:0 | Fernando Alonso | №8 |
AT&T Williams | №9 | Rubens Barrichello | 1:0 | Nico Hulkenberg | №10 |
Renault F1 Team | №11 | Robert Kubica | 1:0 | Vitaly Petrov | №12 |
Force India | №14 | Adrian Sutil | 1:0 | Vitantonio Liuzzi | №15 |
Toro Rosso | №16 | Sebastien Buemi | 1:0 | Jaime Alguersuari | №17 |
Lotus F1 Racing | №18 | Jarno Trulli | 1:0 | Heikki Kovalainen | №19 |
Hispania Racing | №20 | Karun Chandhok | 0:1 | Bruno Senna | №21 |
BMW Sauber | №22 | Pedro de la Rosa | 1:0 | Kamui Kobayashi | №23 |
Virgin Racing | №24 | Timo Glock | 1:0 | Lucas di Grassi | №25 |
FeeLLeaN