Жак Лаффит
Краткие сведения о пилоте | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | Jacques-Henri Laffite [Жак-Анри Лаффит] |
||||
Страна | Франция | ||||
Дата и место рождения | 21 ноября 1943 г.; Париж, Иль-де-Франс, Франция |
||||
Место проживания | Франция | ||||
Достижения | 4 место в чемпионате мира в 1979, 1980, 1981 годах | ||||
Дебютный Гран-При | Гран-При Германии 1974 (11 этап из 15) | ||||
Лучший результат в гонке | Победа в: Гран-При Швеции 1977 Гран-При Аргентины 1979 Гран-При Бразилии 1979 Гран-При Германиии 1980 Гран-При Австралии 1981 Гран-При Канады 1981 |
||||
Команды | 1 | Frank Williams Racing Cars | 1974-1975 | 17 ГП | 6 очков |
2 | Ligier Gitanes | 1976-1979 | 132 ГП | 206 очков | |
Equipe Ligier Gitanes | 1980, 1985 | ||||
Equipe Talbot Gitanes | 1981-1982 | ||||
Equipe Ligier | 1985-1986 | ||||
3 | TAG Williams Racing Team | 1983 | 31 ГП | 16 очков | |
Williams Grand Prix Engineering | 1984 | ||||
Статистические данные | |
---|---|
Сезоны | 13 |
Гран-При / Старты | 180 / 174 |
Победы | 6 |
Подиумы | 32 |
Поул-позиции | 7 |
Быстрейшие круги | 6 |
Очки | 228 |
Жак Лаффит впервые появился на автоспортивной арене совсем не как гонщик, а как механик машины Жана-Пьера Жабуйи в Formula Renault (Formula France) в 1968 году. Французы к тому моменту работали в одной автомастерской и успели стать друзьями, а потому Жан-Пьер уговорил Жака стать механиком ему в помощь и для экономии скромных денежных средств, которые Жабуйи к тому моменту имел.
Постепенно Лаффит втянулся, и уже в 1970 году также начал принимать участие в гонках, причем успешно: уже на третий сезон он выиграл чемпионат Formula Renault, а это, особенно учитывая конкуренцию среди молодых французских гонщиков тех лет, было очень даже серьезным достижением. Эта победа открыла Жаку-Анри Лаффиту путь к гонкам все более серьезного уровня. В 1971 году он выиграл чемпионат Франции в классе Formula 3, затем перешел в европейскую Formula 2, и с первого же раза стал бронзовым призером, а в 1975 году, на второй год выступлений, стал чемпионом и этого класса.
Вместе с первыми успехами в Formula 2 подоспела и возможность дебютировать в Formula 1 вместе с командой Фрэнка Уильямса. К тому времени в Frank Williams Racing Cars постоянное место имел Артуро Мерцарио, а вот на роль второго пилота команды все никак не удавалось подобрать нужного гонщика. И тут Жак Лаффит пришелся кстати. Несмотря на не очень впечатляющий со стороны дебют на 9 этапе чемпионата, на Гран-При Германии, со стартом с 21 места и сходом уже после 2 кругов, Жак, тем не менее, впечатлил Фрэнка Уильямса и получил место в команде на оставшиеся гонки сезона, а затем и на будущий год, став ведущим гонщиком Frank Williams Racing Cars в 1975 году.
Команда только начинала свой путь в постройке шасси, а потому оно не отличалось надежностью. Лишь раз в 1975 году удача действительно улыбнулась Жаку Лаффиту, и снова на Гран-При Германии. Почти ровно год спустя своего дебюта в Формуле-1, француз смог обойти нескольких соперников на трассе, а также воспользоваться большим количеством сходов среди конкурентов и занял призовое место, причем сразу на 2-ой ступеньке подиума.
На следующий год в чемпионат решил со своей командой прийти Ги Лижье, бывший гонщик, некогда основавший свою гоночную команду именно после выступлений в Формуле-1 за рулем собственных машин. Их сотрудничество с Жаком Лаффитом началось еще в 1972 году и распространялось на гонки спорткаров, в том числе на суточный марафон в Ле-Мане. Именно Ligier стала основной командой Лаффита на протяжении его карьеры в Formula 1. Безусловно, в таких обстоятельствах не последнюю роль в доводке машины сыграли роль технические навыки Жака-Анри. Первый же сезон принес три подиума, второй – первую победу и для Лаффита, и для Ligier в Формуле-1.
Пожалуй, самым ярким сезоном в исполнении дуэта Laffite-Ligier можно назвать 1979 год. Жак выиграл первые два Гран-При (Аргентины и Бразилии), а затем еще раз поднялся на вторую ступеньку подиума в Бельгии. В том году в зачет чемпионат мира шли результаты 4 лучших из первых 7 гонок и еще 4 лучших результата из оставшихся 8 гонок сезона, так что, начало было очень даже впечатляющим для борьбы за титул. Но соперники не стояли на месте, а вот команде Ligier не удалось выбрать оптимальный путь развития для Ligier JS11 и, зарывшись в технических экспериментах, команда не только не усилила свои позиции, но стала уступать все больше. Да, Жак смог еще трижды подняться на подиум, все три раза на третью его ступень, но этого было более чем не достаточно для борьбы за титул. Итоговое 4 место в чемпионате стало лучшим для Жака Лаффита за карьеру в Формуле-1, как и аналогичные результаты в 1980 и 1981 годах.
Но в 1982 году стало очевидно, что что-то разладилось, скорости больше не было, а 3 место на Гран-При Австрии стало скорее следствием предыдущей работы, нежели прогресса команды по ходу сезона. И Жак перешел в Williams. Нет, уже не ту команду, Фрэнка Уильямса, за которую он выступал прежде, но команду, основанную теми же людьми с нуля, после продажи первого варианта команды австро-канадскому бизнесмену Уолтеру Вольфу. Но тут Жак не угадал: еще пару лет назад гремевшие своей скоростью машины Williams в 1983 и 1984 годах были бледной тенью самих себя. Лучшее, что Лаффит смог показать – это три 4-х места в Гран-При за два сезона. Тогда и настало время вернуться в Ligier: в свои 42 года Жак все еще хотел гоняться и чувствовал, что не растерял скорость. А куда же идти, как не домой? За следующие полтора сезона, союз Laffite-Ligier снова оказался удачным, пусть и далеким от заветного чемпионского титула. Зато Жак смог прибавить к своей коллекции еще 5 подиумов.
Его последним Гран-При в Формуле-1 стало Гран-При Великобритании 1986 года. Ligier JS27 Лаффита попала в толчею на старте, его выбросило в отбойник. Французу диагностировали сложный перелом обеих ног, что, конечно, поставило крест на сезоне, да и карьере в Формуле-1. Тем не менее, Лаффит и сейчас периодически выходит на старт 1-2 раза в год, принимает участие в Фестивалях Скорости, а также всерьез занимается журналистикой: работает телекомментатором, пишет статьи, а значит по-прежнему любит автоспорт, дело его жизни, к которому его приобщил давний друг Жан-Пьер Жабуйи.
Jacques Laffite
Карьера | ||
---|---|---|
Год | Класс | Достижения |
1970 | Formula France | 15 место в чемпионате |
1971 | Formula Renault | 5 место в французском чемпионате (2 победы) |
1972 | Formula Renault | Победитель французского чемпионата (10 побед в 21 гонке) |
2 место в Challenge Europeen | ||
International Manufacturers Championship | Automobiles Ligier 24 Hours of Le Mans [в классе Sports 3000] |
|
Spanish Sports GT Championship | North American Racing Team 1000 km Paris 9 место в гонке [3 место в гонке в классе GT] |
|
1973 | Formula 3 | BP France Победитель французского чемпионата |
BP France 4 место в британском чемпионате John Player European F3 (2 победы, 6 подиумов в 8 гонках) |
||
BP France 1 гонка в британском чемпионате Forward Trust BARC F3 |
||
BP France 1 победа в 2 гонках в итальянском чемпионате |
||
Formula Renault | 18 место в Европейском чемпионате | |
World Manufacturers Championship | Automobiles Ligier 24 Hours of Le Mans [в классе Sports 3000] |
|
1974 | Formula 2 | BP Racing France 3 место в Европейском чемпионате (1 победа, 5 подиумов в 10 гонках) |
BP Racing France Formula 2 Rouen-les-Essarts Grand Prix 6 место в гонке |
||
FIA World Championship of Drivers |
(0 очков; без места в чемпионате) |
|
World Manufacturers Championship | Automobiles Ligier Monza 1000 Km 8 место в гонке [в классе Sports 3000] |
|
Automobiles Ligier 24 Hours of Le Mans 8 место в гонке [5 место в гонке в классе Sports 3000] |
||
Automobiles Ligier Paul Ricard 750 Km [в классе Sports 3000] |
||
1975 | Formula 2 | Ecurie Elf Ambrozium Победитель Чемпионата Европы (6 побед, 7 подиумов в 14 гонках) |
FIA World Championship of Drivers |
одно 2-е место (6 очков; 12 место в чемпионате) |
|
Non-Championship Grands Prix | Frank Williams Racing Cars XV Grosser Preis der Schweiz 10 место в гонке |
|
Formula 2000 | Victory Circle Club 1 гонка в японском чемпионате |
|
World Manufacturers Championship | Willi Kauhsen Racing Team Dijon 800 Km Победитель гонки [в классе Sports 3000] |
|
Willi Kauhsen Racing Team Monza 1000 Km Победитель гонки [в классе Sports 3000] |
||
Willi Kauhsen Racing Team Nurburgring 1000 Km Победитель гонки [в классе Sports 3000] |
||
1976 | FIA World Championship of Drivers |
одно 2-е, два 3-х, два 4-х места (20 очков; 7 место в чемпионате) |
Formula 2 | Fred Opert Racing, Willi Kauhsen Racing Team 2 подиума в 3 гонках в Европейском чемпионате |
|
World Sports Car Championship | Renault Sport Monza 4 Hours [в классе Sports 3000] |
|
Renault Sport Imola 500 Kms 15 место в гонке [в классе Sports 3000] |
||
Renault Sport Enna 4 Hours (Coppa Florio Pergusa) Победитель гонки [в классе Sports 3000] |
||
Renault Sport Dijon 500 Km Победитель гонки [в классе Sports 3000] |
||
1977 | FIA World Championship of Drivers |
1 победа, одно 2-е, одно 5-е, одно 6-е место (18 очков; 10 место в чемпионате) |
Formula Atlantic | Fred Opert Racing 20 место в чемпионате (1 гонка) |
|
Formula 2 | Fred Opert Racing 3 гонки в Европейском чемпионате |
|
Can-Am Non-Championship Grands Prix | Fred Opert Racing Grand Prix de Trois-Rivieres 6 место в гонке |
|
Daytona-Le Mans Trophy | Renault Sport 24 Hours of Le Mans [в классе S+2.0] |
|
1978 | FIA World Championship of Drivers |
два 3-х, одно 4-е, четыре 5-х места (19 очков; 8 место в чемпионате) |
Formula 2 | Maublanc Racing Team, Ecurie Univac 2 гонки в Европейском чемпионате |
|
Daytona-Le Mans Trophy | Grand Touring Cars Inc. 24 Hours of Le Mans 10 место в гонке [5 место в гонке в классе S+2.0] |
|
1979 | FIA World Championship of Drivers |
2 победы, одно 2-е, три 3-х места (36 очков; 4 место в чемпионате) |
Procar BMW M1 | BMW Motorsport 6 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 4 гонках) |
|
World Challenge for Endurance Drivers | Stuart Graham Spa-Francorchamps 24 Hours 10 место в гонке [5 место в гонке в классе +2.5] |
|
1980 | FIA World Championship of Drivers |
1 победа, два 2-х, два 3-х, одно 4-е, одно 5-е место (34 очка; 4 место в чемпионате) |
Non-Championship Grands Prix | Equipe Ligier XXVI Gran Premio de Espana |
|
Procar BMW M1 | BMW Motorsport 8 место в чемпионате (1 подиум в 7 гонках) |
|
World Challenge for Endurance Drivers | Daniel Benoit Spa-Francorchamps 24 Hours [в классе +2.5] |
|
1981 | FIA Formula 1 |
2 победы, два 2-х, три 3-х, два 6-х места (44 очка; 4 место в чемпионате) |
1982 | FIA Formula 1 |
одно 3-е, одно 6-е место (5 очков; 17 место в чемпионате) |
Australian Drivers' Championship | 1 подиум в 1 гонке [приглашенный гонщик] | |
1983 | FIA Formula 1 |
два 4-х, одно 5-е, три 6-х места (11 очков; 11 место в чемпионате) |
Australian Drivers' Championship | 1 подиум в 1 гонке [приглашенный гонщик] | |
1984 | FIA Formula 1 |
одно 4-е, одно 5-е место (5 очков; 14 место в чемпионате) |
1985 | FIA Formula 1 |
одно 2-е, два 3-х, два 6-х места (16 очков; 9 место в чемпионате) |
1986 | FIA Formula 1 |
одно 2-е, одно 3-е, одно 5-е, два 6-х места (14 очков; 8 место в чемпионате) |
1987 | World Touring Car Championship | Alfa Corse 17 место в чемпионате (6 гонок) |
1988 | European Touring Car Championship | Bigazzi 7 место в чемпионате (3 подиума в 11 гонках) |
Rally raids | Paris–Algeries-Dakar Rally | |
1989 | Italian Touring Car Championship | 14 место в чемпионате |
Italian Super Touring Car Championship | 1 гонка | |
Endurance Races | Bastos Castrol Racing Team Spa 24 Hours [в классе A2.5] |
|
Rally raids | Paris–Tunis-Dakar Rally | |
1990 | DTM | BMW M Team Bigazzi 7 место в чемпионате (1 победа, 3 подиума в 21 гонке) |
Endurance Races | Joest Porsche Racing 24 Hours of Le Mans 14 место в гонке [в классе C1] |
|
IMSA Camel GTO | Ferrari France 24 место в чемпионате (1 гонка) |
|
Trophee Porsche Turbo Cup | 1 гонка | |
Endurance Races | Bigazzi Team Spa 24 Hours [в классе DTM2.5] |
|
1991 | DTM | Snobeck Racing Service 11 место в чемпионате (3 подиума в 17 гонках) |
1992 | DTM | MS Racing 13 место в чемпионате (23 гонки) |
French Supertouring Championship | Snobeck Racing 3 гонки |
|
Peugeot 905 Spider Cup | Martini 16 место в чемпионате (1 подиум в 1 гонке) |
|
1993 | French Touring Car Championship | Snobeck Team Opel France 19 место в чемпионате (3 гонки) |
Endurance Races | Jacadi Racing 24 Hours of Le Mans [в классе GT] |
|
1994 | French Supertouring Championship | Opel France 8 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках) |
Endurance Races | Larbre Competition 24 Hours of Le Mans [в классе GT2] |
|
International GT Endurance Series | Larbre Competition Zhuhai 3 Hours Победитель гонки [в классе GT1] |
|
1995 | Championnat de France Supertourism | Opel France 4 место в чемпионате (1 победа, 6 подиумов в 18 гонках) |
Rally raids | Granada–Dakar Rally [в классе Motorcycle] | |
1996 | Global GT Championship | Team Bigazzi SRL 135 место в чемпионате [в классе GT1] (1 гонка) |
Endurance Races | Team Bigazzi SRL 24 Hours of Le Mans 11 место в гонке [9 место в гонке в классе GT1] |
|
1997 | French Supertouring Championship | Team Snobeck 1 победа, 2 подиума в 2 гонках |
1998 | Belgian Procar | Kronos 31 место в чемпионате (1 гонка) |
Porsche Supercup | 2 гонки | |
Endurance Races | Peugeot Belgique Spa 24 Hours 6 место в гонке [в классе SP] |
|
2003 | FIA GT Championship | Aero Racing Spa 24 Hours [в классе G2] |
2005 | GP Masters | Team GMF 1 гонка |
2006 | Mini Challenge Germany | |
2007 | FIA GT3 European Championship | AutoGT Racing 6 гонок |
2008 | FIA GT3 European Championship | AutoGT Racing 6 гонок |
2010 | Volkswagen Scirocco R Cup Germany | 1 гонка |
2012 | French GT Championship | Graff Racing 2 гонки |
2013 | Megane Trophy Eurocup | Oregon Team 1 гонка |
FeeLLeaN