Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями


Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями

Предисловие (путанное)

Для начала, хотелось бы сказать, что подобная тема имеет определенные допущения в отношении некоторых из представленных машин.
Первая часть посвящена наиболее успешным машинам Формулы-1 для той или иной команды. И здесь возникает вопрос, по какому параметру считать одну машину более успешной? По количеству заработанных на ней очков, или по количеству побед, или по количеству подиумов, или по какому-либо высчитанному коэффициенту? Во многих случаях, это не имеет значения, ведь в истории команд, даже за такой небольшой период, как 80-е годы 20-го века, есть сезон или два, выделяющиеся наибольшими достижениями. Но встречаются и случаи, когда не так просто определить, какая же из машин была более успешна, например, из двух для определенной команды.

Во второй части приведены более общие сведения: можно наглядно сравнить результативность машин различных команд друг против друга.

Часть 1 (обстоятельная)

McLaren MP4/4

McLaren MP4/4

Год 1988
Шасси McLaren MP4/4
Двигатель Honda RA168E 1.5 V6T
Конструктор Steve Nichols [Стив Николз]
Gordon Murray [Гордон Марри]
Шасси Монокок из сотового фиброкарбона
Длина 4394 мм
Ширина 2134 мм
Высота 940 мм
Вес 540 кг
Двигатель Honda RA168E, 1.494 см³, 900 л.с. при 12.500 об./мин., V6 (80°), турбо (огр. 2.5 бар), 2 турбокомпрессора IHI, среднерасположенный, продольной компоновки
Топливо Shell
Трансмиссия McLaren /Weismann, из магниевого сплава, 6 скоростей + 1 задняя, механическая
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги с толкающими штангами, управляющими пружинами и амортизаторами Showa
Задняя подвеска Двойные треугольные рычаги из стали с рокерными рычагами, управляющими пружинами и амортизаторами Showa
Шины Goodyear
Команда Great Britain | Великобритания Honda Marlboro McLaren
Пилоты #11 France | Франция Alain Prost
#12 Brazil | Бразилия Ayrton Senna

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1988 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 1 место (1988)
Чемпионат мира 1 место (1988, Ayrton Senna)
2 место (1988, Alain Prost)
Гран-При / Старты 16 / 16
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Бразилии 1988
Гран-При Монако 1988
Гран-При Сан-Марино 1988
Гран-При Мексики 1988
Гран-При Канады 1988
Гран-При США 1988
Гран-При Франции 1988
Гран-При Великобритании 1988
Гран-При Германии 1988
Гран-При Венгрии 1988
Гран-При Бельгии 1988
Гран-При Португалии 1988
Гран-При Испании 1988
Гран-При Японии 1988
Гран-При Австралии 1988
Победы 15
Подиумы 25
Поул-позиции 15
Быстрейшие круги 10
Очки 199
Последний старт Гран-При Австралии 1988 (16 этап из 16)

Реализованный впервые в 1981 на модели MP4/1 проект по созданию гоночной машины с открытыми колесами с монококом из углепластика (сотового фиброкарбона), был применен и на MP4/4, как, впрочем, и на остальных машинах серии MP4 (сначала Marlboro Project 4, затем McLaren Project 4). Особенностью же конкретной модели, разработанной Гордоном Марри под руководством Стива Николза, стало низкое расположение элементов в шасси (низкий центр тяжести).

Марри уже пытался сделать подобное во время работы над шасси Brabham, но использовавшиеся на этом шасси рядные двигатели BMW плохо подходили для такого расположения. Поэтому, немаловажной составляющей успеха стал переход McLaren с двигателей TAG/Porsche на компактные двигатели производства Honda, имевшие угол развала цилиндров в 80°.

По сравнению с предыдущей моделью, McLaren MP4/3 коэффициент аэродинамического сопротивления уменьшился на 10%. При этом, несмотря на низкое расположение всего шасси в целом, дорожный просвет остался на уровне предыдущих моделей, что по-прежнему позволяло иметь большую вариативность в настройке машины для каждой отдельной гонки.

При создании машины, команда вела эксперименты над активной подвеской для MP4/4, а Honda старалась к началу сезона уменьшить расход топлива, поэтому команда так и не выставила новое шасси во время предсезонных тестов. Тем не менее, в первом же Гран-При сезона новичок команды, Айртон Сенна завоевал поул-позицию, а Ален Прост выиграл саму гонку.

McLaren MP4/4 стала одной из наиболее доминировавших по ходу сезона машин за всю историю Формулы-1, в общей сложности принеся за сезон 15 побед, 25 подиумов, 10 победных дублей, 15 поул-позиций и 10 быстрейших кругов за 16 гонок.


Williams FW11(B)

Williams FW11

Год 1986, 1987
Шасси Williams FW11, Williams FW11B
Двигатель Honda RA166E 1.5 V6T, Honda RA167E 1.5 V6T
Конструктор Patrick Head [Патрик Хэд]
Frank Dernie [Фрэнк Дерни]
Шасси Монокок из сотового кевлара/алюминия и углепластика
Длина 4254 мм
Ширина 2057 мм
Высота 889 мм
Вес 540 кг
Двигатель Honda RA168E, Honda RA167E, 1.494 см³, 940—1290 л.с при 12.500 об./мин., V6 (80°), турбо (огр. 2.5 бар), 2 турбокомпрессора IHI, среднерасположенный, продольной компоновки
Топливо Mobil 1
Трансмиссия Williams/Hewland, 6 скоростей + 1 задняя, механическая
Передняя подвеска Независимая на поперечных треугольных рычагах с пружинами и амортизаторами, с толкающими штангами
Задняя подвеска Независимая на поперечных треугольных рычагах с пружинами и амортизаторами, с тянущими штангами
Шины Goodyear
Команда Great Britain | Великобритания Canon Williams Honda Team
Пилоты #5 Great Britain | Великобритания Nigel Mansell
#6 Brazil | Бразилия Nelson Piquet
#5 Italy | Италия Riccardo Patrese

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1986 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 1 место (1986, 1987)
Чемпионат мира 1 место (1987, Nelson Piquet)
2 место (1986, 1987, Nigel Mansell)
3 место (1986, Nelson Piquet)
Гран-При / Старты 29 / 29
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Бразилии 1986
Гран-При Бельгии 1986
Гран-При Канады 1986
Гран-При Франции 1986, 1987
Гран-При Великобритании 1986, 1987
Гран-При Германии 1986, 1987
Гран-При Венгрии 1986, 1987
Гран-При Италии 1986, 1987
Гран-При Португалии 1986
Гран-При Сан-Марино 1987
Гран-При Австрии 1987
Гран-При Испании 1987
Гран-При Мексики 1987
Победы 18
Подиумы 37
Поул-позиции 16
Быстрейшие круги 18
Очки 278
Последний старт Гран-При Австралии 1987 (16 этап из 16)

Машина стала продолжением идей, заложенных Патриком Хэдом и Энрике Скалаброни в Williams FW10 и FW10B, машины выигравшей последние три гонки сезона 1985 года. Компактный 1,5-литровый двигатель V6 был предоставлен Honda.

Williams FW11 выиграла первую же гонку, Гран-При Бразилии 1986, и была наиболее быстрой машиной чемпионата, но не могла похвастаться надежностью. В итоге, усилиями пары пилотов Мэнселл / Пике, был заслуженно взят Кубок Конструкторов, но в личном зачете обоим гонщиком не хватило всего чуть-чуть до завоевания титула.

К сезону 1987 года команда провела работу над ошибками, решив часть проблем с надежностью машины, при этом сохранив ее скорость. Как и в 1986 году, на счету машины, в 1987 году названной Williams FW11B, оказалось 9 побед. И пусть она чуть-чуть снизила ход в квалификациях (о чем говорят 4 поул-позиции в 1987 году против 12 в 1986 году), но прибавила в гоночном темпе.

Несмотря на то, что Найджел Мэнселл выиграл 6 гонок против 3 побед у Нельсона Пике, последний был чуть успешнее в ходе сезона в целом, 11 раз в 16 гонках побывав на подиуме. В конце сезона Нельсон Пике стал чемпионом, в третий раз в своей карьере, а команда снова завоевала Кубок Конструкторов.


Ferrari 156/85

Ferrari 156/85

Год 1985
Шасси Ferrari 156/85
Двигатель Ferrari Tipo 031 1.5 V6T
Конструктор Mauro Forghieri [Мауро Форгьери]
Harvey Postlethwaite [Харви Постлтуэйт]
Шасси Монокок из фиброкарбона и композитных сотовых структур
Длина 4292 мм
Ширина 2135 мм
Высота 1080 мм
Вес 548 кг
Двигатель Ferrari Tipo 031, 1.5 л., 780 л.с., V6 (120°), турбо, 2 турбокопрессора KKK, среднерасположенный
Топливо Agip
Трансмиссия Ferrari 635, 5 скоростей, продольная, полуавтоматическая
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги с толкающими штангами, управляющими пружинами и амортизаторами внутри кузова
Задняя подвеска Двойные треугольные рычаги из стали с рокернами рычагами, управляющими пружинами и амортизаторами внутри кузова
Шины Goodyear
Команда Italy | Италия Scuderia Ferrari SpA SEFAC
Пилоты #27 Italy | Италия Michele Alboreto
#28 France | Франция Rene Arnoux
#28 Sweden | Швеция Stefan Johansson

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1985 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 2 место (1985)
Чемпионат мира 2 место (1985, Michele Alboreto)
7 место (1985, Stefan Johansson)
17 место (1985, Rene Arnoux)
Гран-При / Старты 17 / 16
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Канады 1985
Гран-При Германии 1985
Победы 2
Подиумы 8
Поул-позиции 1
Быстрейшие круги 2
Очки 82
Последний старт Гран-При Австралии 1985 (16 этап из 16)

С 1981 по 1984 год в Ferrari использовали довольно успешную модель 126C, дорабатывая ее каждый год. Но с 1985 года нужно было новое шасси. Впрочем, в команде решили не полностью отказываться от того, что уже было отработано на предыдущей модели. Например, были оставлены монокок и подвеска. Почти без изменений обошлось и с двигателем: 1,5-литровый турбодвигатель Ferrari Tipo 031 с углом развала цилиндров 120° появился в 1984 году на шасси 126C4 и нуждался лишь в плановой модернизации.

Основными позициями для работы конструкторской бригады во главе с Мауро Форгьери и Харви Постлтуэйтом стали аэродинамика, системы охлаждения (радиаторы в боковых понтонах стали больше и сменили расположение), области днища и заднего диффузора (по регламенту сезона, днище должно было быть плоским, во избежание появления граунд-эффекта). Также нельзя не отметить, что модель 156/85 стала первой для Ferrari, в разработке которой использовалось компьютерное моделирование.

В первом Гран-При (Бразилия 1985) Микеле Альборето смог завоевать сначала поул-позицию, а затем второе место в гонке. И пусть машина несколько проигрывала McLaren MP4/2B, особенно последней в руках Алена Проста, за первые 10 Гран-При Альборето 8 раз оказывался на подиуме, а в 2 случаях из них победил.

Но борьбы за титул в личном зачете так и не сложилось: в последних четырех Гран-При сезона Альборето преследовали сходы из-за технических проблем. В Кубке Конструкторов удалось продержаться чуть дольше: усилиями все того же Альборето, а также Стефана Йоханссона и, в 1 Гран-При, Рене Арну, было занято второе место.


Lotus 97T

Lotus 97T

Год 1985
Шасси Lotus 97T
Двигатель Renault EF4B/EF15 1.5 V6T
Конструктор G?rard Ducarouge [Жерар Дюкаруж]
Martin Ogilvie [Мартин Огилви]
Шасси Монокок из фиброкарбона
Длина 4216 мм
Ширина 2146 мм
Высота 1003 мм
Вес 540 кг
Двигатель Renault EF4B/EF15 (Mecachrome), 1.5 л., 760/810 л.с., V6 (90°), турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенной
Топливо Elf
Трансмиссия Lotus/Hewland, 5 скоростей, продольная, ручная
Передняя подвеска Двойные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса
Задняя подвеска Двойные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса
Шины Goodyear
Команда Great Britain | Великобритания John Player Special Team Lotus
Пилоты #11 Italy | Италия Elio de Angelis
#12 Brazil | Бразилия Ayrton Senna

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1985 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 4 место (1985)
Чемпионат мира 4 место (1985, Ayrton Senna)
5 место (1985, Elio de Angelis)
Гран-При / Старты 16 / 16
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Португалии 1985
Гран-При Сан-Марино 1985
Гран-При Бельгии 1985
Победы 3
Подиумы 9
Поул-позиции 8
Быстрейшие круги 3
Очки 71
Последний старт Гран-При Австралии 1985 (16 этап из 16)

После нескольких неудачных лет, в 1984 году Lotus построили модель 95T, которая стала первым шагом к возрождению команды. Lotus 97T 1985 года, разработанный бригадой под руководством французского конструктора Жерара Дюкаружа, стал продолжением предыдущей модели, с учетом изменений регламента, например, в отношении заднего крыла и днища.

В разработке машины также были использованы идеи, взятые из проекта Lotus 96T, машины для серии Indycar, так и не вышедшей на страт гонки.

В первой гонке сезона, Гран-При Бразилии 1985, Элио да Анжелис, выступавший за команду шестой сезон кряду, смог попасть на подиум, на третью его ступень. В дальнейшем усилиями итальянца и его новоиспеченного напарника, Айртона Сенны, было завоевано 3 победы и 9 подиумов. В Кубке Конструкторов лишь немного не хватило до третьего места, Williams, набравшая ход в концовке сезона, увела его за счет большего количества побед.

Тем не менее, именно Lotus 97T можно назвать той машиной, что позволила вернуться команде Team Lotus в элиту Формулы-1 и бороться за победы в каждой гонке.


Brabham BT52(B)

Brabham BT52B

Год 1983
Шасси Brabham BT52, Brabham BT52B
Двигатель BMW M12/13 1.5 L4T
Конструктор Gordon Murray [Гордон Марри]
Шасси Монокок из углеродного волокна и алюминия
Длина колесной базы 2845 мм
Ширина колесной базы 1753 мм
Вес 540 кг
Двигатель BMW M12/13, L4T 1.5 л., 640 л.с., рядный 4 цилиндровый, турбированный, 1 турбокомпрессор KKK, среднерасположенный
Топливо Castrol
Трансмиссия Brabham/Hewland, 6 скоростей, механическая
Передняя подвеска Независимая, на поперечных треугольных рычагах с тянущими штангами, пружины и амортизаторы внутри корпуса
Задняя подвеска Независимая, на поперечных треугольных рычагах с тянущими штангами, пружины и амортизаторы внутри корпуса
Шины Michelin
Команда Great Britain | Великобритания Fila Sport
Пилоты #5 Brazil | Бразилия Nelson Piquet
#6 Italy | Италия Riccardo Patrese

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1983 (1 этап из 15)
Кубок Конструкторов 3 место (1983)
Чемпионат мира 1 место (1983, Nelson Piquet)
9 место (1983, Riccardo Patrese)
Гран-При / Старты 15 / 15
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Бразилии 1983
Гран-При Италии 1983
Гран-При Европы 1983
Гран-При Южной Африки 1983
Победы 4
Подиумы 10
Поул-позиции 2
Быстрейшие круги 5
Очки 72
Последний старт Гран-При Южной Африки 1983 (15 этап из 15)

Разработка Brabham BT52 велась, можно сказать, в авральном режиме, всего за три месяца. Дело в том, что уже почти созданную модель BT51 пришлось забраковать из-за запрета на применение граунд-эффекта.

Brabham BT52 отличалась необычной формой, сверху походя на дротик для игры в дартс. Такая форма обусловлена, в том числе, тем, что из разработанной модели BT51, как бы, срезали боковые понтоны, для устранения граунд-эффекта.

Машина сразу показала себя быстрой, пусть и не очень простой в управлении. В первом же Гран-При (Бразилия 1983) Нельсон Пике выиграл и показал лучший круг гонки. В дальнейшем, еще 2 победы и еще 5 подиумов позволили Пике завоевать чемпионский титул, второй в его карьере. А вот напарнику бразильца, Риккардо Патрезе, не удалось так быстро приспособиться к изменениям в машине, первая половина сезона стала для него провальной. Впрочем, ввод в строй доработанной версии, получившей индекс BT52B, разработанной уже в меньшей спешке, несколько выправил результаты итальянца, и он смог дважды приехать на подиум, из них один раз победить. Но из-за сумбурного начала сезона, о Кубке Конструкторов пришлось забыть и довольствоваться третьим местом.


Renault RE40

Renault RE40

Год 1983
Шасси Renault RE40
Двигатель Renault-Gordini EF1 1.5 V6T
Конструктор Bernard Dudot [Бернар Дюдо]
Michel Tetu [Мишель Тетю]
Jean-Claude Migeot [Жан-Клод Миго]
Шасси Монокок из углеродного волокна
Длина колесной базы 2730 мм
Вес 545 кг
Двигатель Renault EF1, 1.5 л, 500 л.с., V6, 90°, турбированный, 2 турбокомпрессора KKK
Топливо Elf
Трансмиссия Hewland FGA 400, 5 передач, с кожухом Renault
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса
Задняя подвеска Параллельные верхние тяги, нижний треугольный рычаг, двойные поворотные рычаги, пружины и амортизаторы вне корпуса
Шины Michelin
Команда France | Франция Equipe Renault Elf
Пилоты #15 France | Франция Alain Prost
#16 USA | США Eddie Cheever

Цифры
Первый старт Гран-При США 1983 (2 этап из 15)
Кубок Конструкторов 2 место (1983)
Чемпионат мира 2 место (1983, Alain Prost)
7 место (1983, Eddie Cheever)
Гран-При / Старты 14 / 14
Лучший результат в гонке Победа на:
Гран-При Франции 1983
Гран-При Бельгии 1983
Гран-При Великобритании 1983
Гран-При Австрии 1983
Победы 4
Подиумы 11
Поул-позиции 3
Быстрейшие круги 3
Очки 79
Последний старт Гран-При Южной Африки 1983 (15 этап из 15)

Двигатель Renault-Gordini EF1 1.5 V6T, использовавшийся на Renault RE40 имел к 1983 году, времени дебюта шасси, уже богатую историю. В Формуле-1 он использовался Renault еще с 1977 года и претерпел множество доработок, особенно касающихся своей надежности. В Renault почти справились с проблемами к 1981 году, но множество мелких неполадок каждый раз мешали всерьез бороться за чемпионский титул.

Ален Прост к 1983 году, после ухода Рене Арну в Ferrari стал безоговорочным лидером команды и Renault RE40 строился, что называется, под него, под его стиль пилотирования. В борьбе за надежность француз немало времени провел на тестах, а дебют шасси даже пришлось отложить до второго этапа чемпионата.

Основным визуальным отличием Renault RE40 от предыдущей модели Renault RE30 стали увеличенные переднее и заднее крылья. Это изменение было призвано компенсировать отсутствие запрещенного по регламенту с 1983 года граунд-эффекта.

Дебют на Гран-При США-Запад 1983 года оказался не особо впечатляющим, и его можно признать скорее тестовым, тем более, что только Ален Прост использовал новое шасси, тогда как его напарник, американец Эдди Чивер, стартовал на шасси RE30C. Впрочем, уже третий этап сезона, и второй для Renault RE40 оказался успешным: у себя на родине, во Франции, обе машины Renault стояли на первом ряду стартового поля, и обе приехали на подиум, Прост выиграл гонку, а Чивер финишировал третьим.

Нельзя сказать, что RE40 стала очень надежной машиной, но всего три схода в 14 гонках и привычный уже для Renault быстрый гоночный тем позволили Алену Просту всерьез побороться за титул. С четырьмя победами и еще тремя подиумами он занял второе место в Чемпионате Мира, уступив лишь два очка Нельсону Пике. В Кубке Конструкторов машина, созданная под стиль пилотирования одного из двоих гонщиков команды, позволила занять второе место.


Ligier JS27

Ligier JS27

Год 1986
Шасси Ligier JS27
Двигатель Renault Gordini EF15 1.5 V6T
Конструктор Michel Tetu [Мишель Тетю]
Michel Beaujon [Мишель Бюжон]
Claude Galopin [Клод Галопин]
Шасси Монокок из фиброкарбона и кевлара
Длина колесной базы 2835 мм
Вес 555 кг
Двигатель Renault Gordini EF15, 1.5 л, 780-850 л.с., V6, 90°, турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенный, продольной компоновки
Топливо Elf
Трансмиссия Ligier/Hewland, 6 скоростей, ручная
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги и толкатели, управляющие пружинами и амортизаторами Koni внутри кузова
Задняя подвеска Двойные треугольные рычаги и толкатели, управляющие пружинами и амортизаторами Koni внутри кузова
Шины Pirelli
Команда France | Франция Equipe Ligier
Пилоты #25 France | Франция Rene Arnoux
#26 France | Франция Jacques Laffite
#26 France | Франция Philippe Alliot

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1986 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 5 место (1986)
Чемпионат мира 8 место (1986, Jacques Laffite)
10 место (1986, Rene Arnoux)
18 место (1986, Philippe Alliot)
Гран-При / Старты 16 / 16
Лучший результат в гонке 2 место на Гран-При США 1986
Победы 0
Подиумы 2
Поул-позиции 0
Быстрейшие круги 0
Очки 29
Последний старт Гран-При Австралии 1986 (16 этап из 16)

Ligier JS27 стала логическим продолжением модели Ligier JS25 и, по большому счету, равной ей в возможностях. Хотя, безусловно, JS27 была доработана по сравненью с предшественницей: конструкция в целом стала легче, топливный бак сместился ниже и, конечно, была доработана аэродинамика. При этом, нельзя не учитывать, что пусть в Ligier и использовали двигатель Renault, но этот двигатель был клиентским и не был столь часто обновляем, как аналогичные турбированные двигатели на шасси Renault и Lotus.

Для JS25 самой успешной гонкой сезона 1985 года стала последняя гонка, Гран-При Австралии, на котором Жак Лаффит и Филипп Стрейфф заняли второе и третье места соответственно. И пусть для Ligier JS27 лучшим местом в гонке является второе на Гран-При США в Детройте, тем не менее лучшей гонкой можно назвать первый, дебютный, для шасси Гран-При Бразилии 1986, в котором Жаку Лаффиту и ставшему его напарником Рене Арну удалось завоевать третье и четвертое места на финише соответственно.

Эту машину уже нельзя назвать столь успешной, как перечисленные выше: на ее счету всего 2 подиума. Тем не менее, Ligier JS27 позволила команде занять 5 место в Кубке Конструкторов, так называемое «лучшее из остальных» для сезона 1986 года.


Benetton B187

Benetton B187

Год 1987
Шасси Benetton B187
Двигатель Ford Cosworth GBA 1.5 V6t
Конструктор Rory Byrne [Рори Бирн]
Шасси Монокок из фиброкарбона и кевларового волокна
Вес 540 кг
Двигатель Ford Cosworth GBA, 1.5 л, 850-1000 л.с., V6, 120°, турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенной, продольной компоновки
Топливо Mobil
Трансмиссия Benetton/Hewland, 5/6 скоростей, ручная
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги
Задняя подвеска Двойные треугольные рычаги
Шины Goodyear
Команда Great Britain | Великобритания Benetton Formula Ltd
Пилоты #19 Italy | Италия Teo Fabi
#20 Belgium | Бельгия Thierry Boutsen

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1987 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 5 место (1987)
Чемпионат мира 8 место (1987, Thierry Boutsen)
9 место (1987, Teo Fabi)
Гран-При / Старты 16 / 16
Лучший результат в гонке 3 место на:
Гран-При Австрии 1987
Гран-При Австралии 1987
Победы 0
Подиумы 2
Поул-позиции 0
Быстрейшие круги 1
Очки 28
Последний старт Гран-При Австралии 1987 (16 этап из 16)

B187 стала всего второй машиной для Benetton в Формуле-1. Правда, машина, разработанная Рори Берном, ведет свою историю еще от машин команды Toleman, которая и стала называться Benetton после ее покупки итальянской фирмой.

На Benetton B187 использовался двигатель Ford TEC (Ford Cosworth GBA) 1.5 V6T, оснащенный двумя турбокомпрессорами производства Garrett, причем, он стал эксклюзивным для Benetton, что позволяло плотно сотрудничать с производителем, что продолжилось и в последующие годы, после окончания турбоэры.

По сравнению с предыдущим сезоном, команде удалось подняться в Кубке Конструкторов на 5-ое место против 6-го и завоевать больше очков, а также 2 подиума, столько же, сколько и в сезоне 1986 года. Правда, не удалось снова победить. Впрочем, на Гран-При Мексики, на Автодроме имени братьев Родригес, где год назад Герхард Бергер принес первую победу Benetton, Тьерри Бутсен, стартовав с 4 места, лидировал 13 кругов, пока не сошел.

Бороться за подиумы в каждом Гран-При пока не получалось, но Benetton B187 позволяла стабильно набирать очки, пользуясь осечками лидеров или навязывая им борьбу за 4-5 места на финише.


Arrows A10(B)

Arrows A10B

Год 1987, 1988
Шасси Arrows A10, Arrows A10B
Двигатель Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T
Конструктор Ross Brawn [Росс Брон]
Шасси Монокок из углеродного волокна
Вес 540 кг
Двигатель Megatron (BMW) M12/13, L4T 1.5 л., 950 л.с., рядный 4 цилиндровый, турбированный (огр. 2.5 бар, затем 4.0 бар), 1 турбокомпрессор Garrett, среднерасположенный
Топливо Castrol
Трансмиссия Arrows/Hewland FGA 400, 6 передач + задняя, механическая
Передняя подвеска Верхние рокерные рычаги, нижние - треугольные, пружины внутри корпуса
Задняя подвеска Параллельные нижние рычаги, один верхний рычаг и торсионы, амортизаторы
Шины Goodyear
Команда Great Britain | Великобритания USF&G Arrows Megatron
Пилоты #17 Great Britain | Великобритания Derek Warwick
#18 USA | США Eddie Cheever

Цифры
Первый старт Гран-При Бразилии 1987 (1 этап из 16)
Кубок Конструкторов 5 место (1988)
7 место (1987)
Чемпионат мира 8 место (1988, Derek Warwick)
10 место (1987, Eddie Cheever)
12 место (1988, Eddie Cheever)
16 место (1987, Derek Warwick)
Гран-При / Старты 32 / 32
Лучший результат в гонке 3 место на Гран-При Португалии 1988
Победы 0
Подиумы 1
Поул-позиции 0
Быстрейшие круги 0
Очки 34
Последний старт Гран-При Австралии 1988 (16 этап из 16)

С 1984 по 1986 включительно в Arrows использовали рядные турбированные двигатели BMW, но в 1986 последние объявили об уходе из Формулы-1. Объединившись с американской компанией USF&G, Arrows выкупали права на двигатели и стали использовать их под маркой Megatron, доводкой которых занялся Хайни Мадер.

В 1987 году, когда было разрешено давление надува турбокпрессора до 4,0 бар, команда постоянно испытывала проблемы, но в 1988 году, когда максимально разрешенное давление наддува снизили до 2,5 бар, доработанное шасси Arrows A10B позволило стабильно набирать очки и собрать их в два раза больше, чем в предыдущем сезоне.

В 1988 году шасси Arrows A10, разработанное Россом Броном, получило обновленную аэродинамику и стало называться Arrows A10B, что, вкупе с лучше работающим двигателем сразу стало давать результат: в первых четырех Гран-При сезона Дерек Уоруик трижды и Эдди Чивер единожды финишировали в очковой зоне, набрав 9 очков, против 11 очков за весь сезон 1987 года.

Лучшим результатом для команды стал Гран-При Португалии 1988 года, в котором Дерек Уоруик и Эдди Чивер заняли 4 и 3 места соответственно.


Toleman TG184

Toleman TG184

Год 1984
Шасси Toleman TG184
Двигатель Hart 415T 1.5 L4t
Конструктор Rory Byrne [Рори Бирн]
Pat Symonds [Пэт Симондс]
Шасси Монокок из фиброкарбона
Длина колесной базы 2800 мм
Ширина колесной базы 1765 мм
Вес 540 кг
Двигатель Hart 415T L4T, 1.5 л., 600 л.с., 4 цилиндра, турбированный, среднерасположенной, продольной компоновки
Топливо Agip
Трансмиссия Hewland, 5 скоростей, ручная
Передняя подвеска Двойные треугольные рычаги разной длины
Задняя подвеска Двойные треугольные рычаги разной длины
Шины Michelin
Команда Great Britain | Великобритания Toleman Group Motorsport
Пилоты #19 Brazil | Бразилия Ayrton Senna
#19 Sweden | Швеция Stefan Johansson
#20
#20 Venezuela | Венесуэла Johnny Cecotto
#20 Italy | Италия Pierluigi Martini

Цифры
Первый старт Гран-При Франции 1984 (5 этап из 16)
Кубок Конструкторов 7 место (1984)
Чемпионат мира 9 место (1984, Ayrton Senna)
16 место (1984, Stefan Johansson)
Гран-При / Старты 12 / 12
Лучший результат в гонке 2 место на Гран-При Монако 1984
Победы 0
Подиумы 3
Поул-позиции 0
Быстрейшие круги 1
Очки 14
Последний старт Гран-При Португалии 1984 (16 этап из 16)

Нельзя сказать, что Toleman TG184 является очень успешной машиной. Но среди других машин Toleman ее явно выделяет наличие подиумов в гоночной биографии, а также Айртон Сенна за рулем.

Сама машина, оснащенная рядным турбированным двигателем Hart 415T, оказалась быстрой, но, в основном, под пилотажем Сенны. При этом очень ненадежной. На четыре финиша Сенны (три из них на подиуме) пришлось семь сходов. У одного из его напарников по сезону, Стефана Йоханссона, статистика чуть лучше: два финиша, один из которых в очковой зоне, в трех гонках.


Часть 2 (схематичная)

В первой таблице приведены данные по машинам, участвовавшим в одном сезоне. Машина, наименованная с добавлением индекса к предыдущей модификации, является уже другой машиной.

Во второй таблице, приведены данные по всему поколению машин, т.е. добавление к названию машины индекса не означает, что это – вариация того же шасси, а не другая машина.

Условные обозначения в таблицах:
W - wins - количество побед;
P - podiums - подиумы;
PP - pole-positions - поул-позиции;
FL - fastest laps - быстрейшие круги;
Po - points - очки;
K (K=Po / GP) - coefficient - коэффициент, соотношение количества очков к количеству Гран-При.

При составлении первой таблицы сделано допущение, что Brabham BT52 и Brabham BT52B - одна и та же машина, хотя бы потому, что оба варианта участвовали в одном сезоне.

Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 1)
Chasis Engine Year GP W P PP FL Po K
1 McLaren MP4-4 Honda RA168E 1.5 V6T 1988 16 15 25 15 10 199 12,438
2 Williams FW11B Honda RA167E 1.5 V6T 1987 13 9 18 12 7 137 10,538
3 McLaren MP4-2 TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T 1984 16 12 18 3 8 143,5 8,969
4 Williams FW11 Honda RA166E 1.5 V6T 1986 16 9 19 4 11 141 8,813
5 Renault RE40 Renault-Gordini EF1 1.5 V6T 1983 14 4 11 3 3 79 5,643
6 Ferrari 126C2B Ferrari Tipo 021 1.5 V6T 1983 8 2 6 4 1 44 5,500
7 Ferrari 156/85 Ferrari Tipo 031 1.5 V6T 1985 17 2 8 1 2 82 4,824
8 Brabham BT52 / BT52B BMW M12/13 1.5 L4T 1983 15 4 10 2 5 72 4,800
9 McLaren MP4-3 TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T 1987 16 3 12 0 2 76 4,750
10 Ferrari 126C2 Ferrari Tipo 021 1.5 V6T 1982 16 3 11 3 2 74 4,625
11 Lotus 97T Renault EF 1.5 V6T 1985 16 3 9 8 3 71 4,438
12 Ferrari F1-87/88C Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T 1988 16 1 8 1 4 65 4,063
13 Lotus 99T Honda RA167E 1.5 V6T 1987 16 2 8 1 3 64 4,000
14 Renault RE30B Renault-Gordini EF1 1.5 V6T 1982 16 4 8 10 5 62 3,875
15 Lotus 98T Renault EF15B 1.5 V6T 1986 16 2 8 8 0 58 3,625
16 Ferrari 126C4 Ferrari Tipo 031 1.5 V6T 1984 16 1 8 1 3 57,5 3,594

Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 2)
Chasis Engine Year GP W P PP FL Po K
1 McLaren MP4-4 Honda RA168E 1.5 V6T 1988 16 15 25 15 10 199 12,438
2 Williams FW11 Honda RA166E 1.5 V6T 1986 29 18 37 16 18 278 9,586
Williams FW11B Honda RA167E 1.5 V6T 1987
3 McLaren MP4-2 TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T 1984 48 22 42 7 16 329,5 6,865
McLaren MP4-2B 1985
McLaren MP4-2C 1986
4 Renault RE40 Renault-Gordini EF1 1.5 V6T 1983 14 4 11 3 3 79 5,643
5 Ferrari 156/85 Ferrari Tipo 031 1.5 V6T 1985 17 2 8 1 2 82 4,824
6 Brabham BT52 / BT52B BMW M12/13 1.5 L4T 1983 15 4 10 2 5 72 4,800
7 McLaren MP4-3 TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T 1987 16 3 12 0 2 76 4,750
8 Lotus 97T Renault EF 1.5 V6T 1985 16 3 9 8 3 71 4,438
9 Ferrari 126CK Ferrari Tipo 021 1.5 V6T 1981 62 10 34 13 10 254.5 4,105
Ferrari 126C2 1982
Ferrari 126C2B 1983
Ferrari 126C3 1983
Ferrari 126C4 Ferrari Tipo 031 1.5 V6T 1984
10 Ferrari F1-87/88C Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T 1988 16 1 8 1 4 65 4,063
11 Lotus 99T Honda RA167E 1.5 V6T 1987 16 2 8 1 3 64 4,000
12 Renault RE30 Renault-Gordini EF1 1.5 V6T 1981 28 7 14 16 7 110 3,929
Renault RE30B 1982
Renault RE30C 1983
13 Lotus 98T Renault EF15B 1.5 V6T 1986 16 2 8 8 0 58 3,625

FeeLLeaN