Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями
Предисловие (путанное)
Для начала, хотелось бы сказать, что подобная тема имеет определенные допущения в отношении некоторых из представленных машин.
Первая часть посвящена наиболее успешным машинам Формулы-1 для той или иной команды. И здесь возникает вопрос, по какому параметру считать одну машину более успешной? По количеству заработанных на ней очков, или по количеству побед, или по количеству подиумов, или по какому-либо высчитанному коэффициенту? Во многих случаях, это не имеет значения, ведь в истории команд, даже за такой небольшой период, как 80-е годы 20-го века, есть сезон или два, выделяющиеся наибольшими достижениями. Но встречаются и случаи, когда не так просто определить, какая же из машин была более успешна, например, из двух для определенной команды.
Во второй части приведены более общие сведения: можно наглядно сравнить результативность машин различных команд друг против друга.
Часть 1 (обстоятельная)
McLaren MP4/4
Год | 1988 | |
---|---|---|
Шасси | McLaren MP4/4 | |
Двигатель | Honda RA168E 1.5 V6T | |
Конструктор | Steve Nichols [Стив Николз] Gordon Murray [Гордон Марри] |
|
Шасси | Монокок из сотового фиброкарбона | |
Длина | 4394 мм | |
Ширина | 2134 мм | |
Высота | 940 мм | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Honda RA168E, 1.494 см³, 900 л.с. при 12.500 об./мин., V6 (80°), турбо (огр. 2.5 бар), 2 турбокомпрессора IHI, среднерасположенный, продольной компоновки | |
Топливо | Shell | |
Трансмиссия | McLaren /Weismann, из магниевого сплава, 6 скоростей + 1 задняя, механическая | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги с толкающими штангами, управляющими пружинами и амортизаторами Showa | |
Задняя подвеска | Двойные треугольные рычаги из стали с рокерными рычагами, управляющими пружинами и амортизаторами Showa | |
Шины | Goodyear | |
Команда | Honda Marlboro McLaren | |
Пилоты | #11 | Alain Prost |
#12 | Ayrton Senna |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1988 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 1 место (1988) |
Чемпионат мира | 1 место (1988, Ayrton Senna) |
2 место (1988, Alain Prost) | |
Гран-При / Старты | 16 / 16 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Бразилии 1988 Гран-При Монако 1988 Гран-При Сан-Марино 1988 Гран-При Мексики 1988 Гран-При Канады 1988 Гран-При США 1988 Гран-При Франции 1988 Гран-При Великобритании 1988 Гран-При Германии 1988 Гран-При Венгрии 1988 Гран-При Бельгии 1988 Гран-При Португалии 1988 Гран-При Испании 1988 Гран-При Японии 1988 Гран-При Австралии 1988 |
Победы | 15 |
Подиумы | 25 |
Поул-позиции | 15 |
Быстрейшие круги | 10 |
Очки | 199 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1988 (16 этап из 16) |
Реализованный впервые в 1981 на модели MP4/1 проект по созданию гоночной машины с открытыми колесами с монококом из углепластика (сотового фиброкарбона), был применен и на MP4/4, как, впрочем, и на остальных машинах серии MP4 (сначала Marlboro Project 4, затем McLaren Project 4). Особенностью же конкретной модели, разработанной Гордоном Марри под руководством Стива Николза, стало низкое расположение элементов в шасси (низкий центр тяжести).
Марри уже пытался сделать подобное во время работы над шасси Brabham, но использовавшиеся на этом шасси рядные двигатели BMW плохо подходили для такого расположения. Поэтому, немаловажной составляющей успеха стал переход McLaren с двигателей TAG/Porsche на компактные двигатели производства Honda, имевшие угол развала цилиндров в 80°.
По сравнению с предыдущей моделью, McLaren MP4/3 коэффициент аэродинамического сопротивления уменьшился на 10%. При этом, несмотря на низкое расположение всего шасси в целом, дорожный просвет остался на уровне предыдущих моделей, что по-прежнему позволяло иметь большую вариативность в настройке машины для каждой отдельной гонки.
При создании машины, команда вела эксперименты над активной подвеской для MP4/4, а Honda старалась к началу сезона уменьшить расход топлива, поэтому команда так и не выставила новое шасси во время предсезонных тестов. Тем не менее, в первом же Гран-При сезона новичок команды, Айртон Сенна завоевал поул-позицию, а Ален Прост выиграл саму гонку.
McLaren MP4/4 стала одной из наиболее доминировавших по ходу сезона машин за всю историю Формулы-1, в общей сложности принеся за сезон 15 побед, 25 подиумов, 10 победных дублей, 15 поул-позиций и 10 быстрейших кругов за 16 гонок.
Williams FW11(B)
Год | 1986, 1987 | |
---|---|---|
Шасси | Williams FW11, Williams FW11B | |
Двигатель | Honda RA166E 1.5 V6T, Honda RA167E 1.5 V6T | |
Конструктор | Patrick Head [Патрик Хэд] Frank Dernie [Фрэнк Дерни] |
|
Шасси | Монокок из сотового кевлара/алюминия и углепластика | |
Длина | 4254 мм | |
Ширина | 2057 мм | |
Высота | 889 мм | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Honda RA168E, Honda RA167E, 1.494 см³, 940—1290 л.с при 12.500 об./мин., V6 (80°), турбо (огр. 2.5 бар), 2 турбокомпрессора IHI, среднерасположенный, продольной компоновки | |
Топливо | Mobil 1 | |
Трансмиссия | Williams/Hewland, 6 скоростей + 1 задняя, механическая | |
Передняя подвеска | Независимая на поперечных треугольных рычагах с пружинами и амортизаторами, с толкающими штангами | |
Задняя подвеска | Независимая на поперечных треугольных рычагах с пружинами и амортизаторами, с тянущими штангами | |
Шины | Goodyear | |
Команда | Canon Williams Honda Team | |
Пилоты | #5 | Nigel Mansell |
#6 | Nelson Piquet | |
#5 | Riccardo Patrese |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1986 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 1 место (1986, 1987) |
Чемпионат мира | 1 место (1987, Nelson Piquet) |
2 место (1986, 1987, Nigel Mansell) | |
3 место (1986, Nelson Piquet) | |
Гран-При / Старты | 29 / 29 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Бразилии 1986 Гран-При Бельгии 1986 Гран-При Канады 1986 Гран-При Франции 1986, 1987 Гран-При Великобритании 1986, 1987 Гран-При Германии 1986, 1987 Гран-При Венгрии 1986, 1987 Гран-При Италии 1986, 1987 Гран-При Португалии 1986 Гран-При Сан-Марино 1987 Гран-При Австрии 1987 Гран-При Испании 1987 Гран-При Мексики 1987 |
Победы | 18 |
Подиумы | 37 |
Поул-позиции | 16 |
Быстрейшие круги | 18 |
Очки | 278 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1987 (16 этап из 16) |
Машина стала продолжением идей, заложенных Патриком Хэдом и Энрике Скалаброни в Williams FW10 и FW10B, машины выигравшей последние три гонки сезона 1985 года. Компактный 1,5-литровый двигатель V6 был предоставлен Honda.
Williams FW11 выиграла первую же гонку, Гран-При Бразилии 1986, и была наиболее быстрой машиной чемпионата, но не могла похвастаться надежностью. В итоге, усилиями пары пилотов Мэнселл / Пике, был заслуженно взят Кубок Конструкторов, но в личном зачете обоим гонщиком не хватило всего чуть-чуть до завоевания титула.
К сезону 1987 года команда провела работу над ошибками, решив часть проблем с надежностью машины, при этом сохранив ее скорость. Как и в 1986 году, на счету машины, в 1987 году названной Williams FW11B, оказалось 9 побед. И пусть она чуть-чуть снизила ход в квалификациях (о чем говорят 4 поул-позиции в 1987 году против 12 в 1986 году), но прибавила в гоночном темпе.
Несмотря на то, что Найджел Мэнселл выиграл 6 гонок против 3 побед у Нельсона Пике, последний был чуть успешнее в ходе сезона в целом, 11 раз в 16 гонках побывав на подиуме. В конце сезона Нельсон Пике стал чемпионом, в третий раз в своей карьере, а команда снова завоевала Кубок Конструкторов.
Ferrari 156/85
Год | 1985 | |
---|---|---|
Шасси | Ferrari 156/85 | |
Двигатель | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | |
Конструктор | Mauro Forghieri [Мауро Форгьери] Harvey Postlethwaite [Харви Постлтуэйт] |
|
Шасси | Монокок из фиброкарбона и композитных сотовых структур | |
Длина | 4292 мм | |
Ширина | 2135 мм | |
Высота | 1080 мм | |
Вес | 548 кг | |
Двигатель | Ferrari Tipo 031, 1.5 л., 780 л.с., V6 (120°), турбо, 2 турбокопрессора KKK, среднерасположенный | |
Топливо | Agip | |
Трансмиссия | Ferrari 635, 5 скоростей, продольная, полуавтоматическая | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги с толкающими штангами, управляющими пружинами и амортизаторами внутри кузова | |
Задняя подвеска | Двойные треугольные рычаги из стали с рокернами рычагами, управляющими пружинами и амортизаторами внутри кузова | |
Шины | Goodyear | |
Команда | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | |
Пилоты | #27 | Michele Alboreto |
#28 | Rene Arnoux | |
#28 | Stefan Johansson |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1985 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 2 место (1985) |
Чемпионат мира | 2 место (1985, Michele Alboreto) |
7 место (1985, Stefan Johansson) | |
17 место (1985, Rene Arnoux) | |
Гран-При / Старты | 17 / 16 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Канады 1985 Гран-При Германии 1985 |
Победы | 2 |
Подиумы | 8 |
Поул-позиции | 1 |
Быстрейшие круги | 2 |
Очки | 82 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1985 (16 этап из 16) |
С 1981 по 1984 год в Ferrari использовали довольно успешную модель 126C, дорабатывая ее каждый год. Но с 1985 года нужно было новое шасси. Впрочем, в команде решили не полностью отказываться от того, что уже было отработано на предыдущей модели. Например, были оставлены монокок и подвеска. Почти без изменений обошлось и с двигателем: 1,5-литровый турбодвигатель Ferrari Tipo 031 с углом развала цилиндров 120° появился в 1984 году на шасси 126C4 и нуждался лишь в плановой модернизации.
Основными позициями для работы конструкторской бригады во главе с Мауро Форгьери и Харви Постлтуэйтом стали аэродинамика, системы охлаждения (радиаторы в боковых понтонах стали больше и сменили расположение), области днища и заднего диффузора (по регламенту сезона, днище должно было быть плоским, во избежание появления граунд-эффекта). Также нельзя не отметить, что модель 156/85 стала первой для Ferrari, в разработке которой использовалось компьютерное моделирование.
В первом Гран-При (Бразилия 1985) Микеле Альборето смог завоевать сначала поул-позицию, а затем второе место в гонке. И пусть машина несколько проигрывала McLaren MP4/2B, особенно последней в руках Алена Проста, за первые 10 Гран-При Альборето 8 раз оказывался на подиуме, а в 2 случаях из них победил.
Но борьбы за титул в личном зачете так и не сложилось: в последних четырех Гран-При сезона Альборето преследовали сходы из-за технических проблем. В Кубке Конструкторов удалось продержаться чуть дольше: усилиями все того же Альборето, а также Стефана Йоханссона и, в 1 Гран-При, Рене Арну, было занято второе место.
Lotus 97T
Год | 1985 | |
---|---|---|
Шасси | Lotus 97T | |
Двигатель | Renault EF4B/EF15 1.5 V6T | |
Конструктор | G?rard Ducarouge [Жерар Дюкаруж] Martin Ogilvie [Мартин Огилви] |
|
Шасси | Монокок из фиброкарбона | |
Длина | 4216 мм | |
Ширина | 2146 мм | |
Высота | 1003 мм | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Renault EF4B/EF15 (Mecachrome), 1.5 л., 760/810 л.с., V6 (90°), турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенной | |
Топливо | Elf | |
Трансмиссия | Lotus/Hewland, 5 скоростей, продольная, ручная | |
Передняя подвеска | Двойные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса | |
Задняя подвеска | Двойные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса | |
Шины | Goodyear | |
Команда | John Player Special Team Lotus | |
Пилоты | #11 | Elio de Angelis |
#12 | Ayrton Senna |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1985 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 4 место (1985) |
Чемпионат мира | 4 место (1985, Ayrton Senna) |
5 место (1985, Elio de Angelis) | |
Гран-При / Старты | 16 / 16 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Португалии 1985 Гран-При Сан-Марино 1985 Гран-При Бельгии 1985 |
Победы | 3 |
Подиумы | 9 |
Поул-позиции | 8 |
Быстрейшие круги | 3 |
Очки | 71 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1985 (16 этап из 16) |
После нескольких неудачных лет, в 1984 году Lotus построили модель 95T, которая стала первым шагом к возрождению команды. Lotus 97T 1985 года, разработанный бригадой под руководством французского конструктора Жерара Дюкаружа, стал продолжением предыдущей модели, с учетом изменений регламента, например, в отношении заднего крыла и днища.
В разработке машины также были использованы идеи, взятые из проекта Lotus 96T, машины для серии Indycar, так и не вышедшей на страт гонки.
В первой гонке сезона, Гран-При Бразилии 1985, Элио да Анжелис, выступавший за команду шестой сезон кряду, смог попасть на подиум, на третью его ступень. В дальнейшем усилиями итальянца и его новоиспеченного напарника, Айртона Сенны, было завоевано 3 победы и 9 подиумов. В Кубке Конструкторов лишь немного не хватило до третьего места, Williams, набравшая ход в концовке сезона, увела его за счет большего количества побед.
Тем не менее, именно Lotus 97T можно назвать той машиной, что позволила вернуться команде Team Lotus в элиту Формулы-1 и бороться за победы в каждой гонке.
Brabham BT52(B)
Год | 1983 | |
---|---|---|
Шасси | Brabham BT52, Brabham BT52B | |
Двигатель | BMW M12/13 1.5 L4T | |
Конструктор | Gordon Murray [Гордон Марри] | |
Шасси | Монокок из углеродного волокна и алюминия | |
Длина колесной базы | 2845 мм | |
Ширина колесной базы | 1753 мм | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | BMW M12/13, L4T 1.5 л., 640 л.с., рядный 4 цилиндровый, турбированный, 1 турбокомпрессор KKK, среднерасположенный | |
Топливо | Castrol | |
Трансмиссия | Brabham/Hewland, 6 скоростей, механическая | |
Передняя подвеска | Независимая, на поперечных треугольных рычагах с тянущими штангами, пружины и амортизаторы внутри корпуса | |
Задняя подвеска | Независимая, на поперечных треугольных рычагах с тянущими штангами, пружины и амортизаторы внутри корпуса | |
Шины | Michelin | |
Команда | Fila Sport | |
Пилоты | #5 | Nelson Piquet |
#6 | Riccardo Patrese |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1983 (1 этап из 15) |
Кубок Конструкторов | 3 место (1983) |
Чемпионат мира | 1 место (1983, Nelson Piquet) |
9 место (1983, Riccardo Patrese) | |
Гран-При / Старты | 15 / 15 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Бразилии 1983 Гран-При Италии 1983 Гран-При Европы 1983 Гран-При Южной Африки 1983 |
Победы | 4 |
Подиумы | 10 |
Поул-позиции | 2 |
Быстрейшие круги | 5 |
Очки | 72 |
Последний старт | Гран-При Южной Африки 1983 (15 этап из 15) |
Разработка Brabham BT52 велась, можно сказать, в авральном режиме, всего за три месяца. Дело в том, что уже почти созданную модель BT51 пришлось забраковать из-за запрета на применение граунд-эффекта.
Brabham BT52 отличалась необычной формой, сверху походя на дротик для игры в дартс. Такая форма обусловлена, в том числе, тем, что из разработанной модели BT51, как бы, срезали боковые понтоны, для устранения граунд-эффекта.
Машина сразу показала себя быстрой, пусть и не очень простой в управлении. В первом же Гран-При (Бразилия 1983) Нельсон Пике выиграл и показал лучший круг гонки. В дальнейшем, еще 2 победы и еще 5 подиумов позволили Пике завоевать чемпионский титул, второй в его карьере. А вот напарнику бразильца, Риккардо Патрезе, не удалось так быстро приспособиться к изменениям в машине, первая половина сезона стала для него провальной. Впрочем, ввод в строй доработанной версии, получившей индекс BT52B, разработанной уже в меньшей спешке, несколько выправил результаты итальянца, и он смог дважды приехать на подиум, из них один раз победить. Но из-за сумбурного начала сезона, о Кубке Конструкторов пришлось забыть и довольствоваться третьим местом.
Renault RE40
Год | 1983 | |
---|---|---|
Шасси | Renault RE40 | |
Двигатель | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | |
Конструктор | Bernard Dudot [Бернар Дюдо] Michel Tetu [Мишель Тетю] Jean-Claude Migeot [Жан-Клод Миго] |
|
Шасси | Монокок из углеродного волокна | |
Длина колесной базы | 2730 мм | |
Вес | 545 кг | |
Двигатель | Renault EF1, 1.5 л, 500 л.с., V6, 90°, турбированный, 2 турбокомпрессора KKK | |
Топливо | Elf | |
Трансмиссия | Hewland FGA 400, 5 передач, с кожухом Renault | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги, пружины и амортизаторы внутри корпуса | |
Задняя подвеска | Параллельные верхние тяги, нижний треугольный рычаг, двойные поворотные рычаги, пружины и амортизаторы вне корпуса | |
Шины | Michelin | |
Команда | Equipe Renault Elf | |
Пилоты | #15 | Alain Prost |
#16 | Eddie Cheever |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При США 1983 (2 этап из 15) |
Кубок Конструкторов | 2 место (1983) |
Чемпионат мира | 2 место (1983, Alain Prost) |
7 место (1983, Eddie Cheever) | |
Гран-При / Старты | 14 / 14 |
Лучший результат в гонке | Победа на:
Гран-При Франции 1983 Гран-При Бельгии 1983 Гран-При Великобритании 1983 Гран-При Австрии 1983 |
Победы | 4 |
Подиумы | 11 |
Поул-позиции | 3 |
Быстрейшие круги | 3 |
Очки | 79 |
Последний старт | Гран-При Южной Африки 1983 (15 этап из 15) |
Двигатель Renault-Gordini EF1 1.5 V6T, использовавшийся на Renault RE40 имел к 1983 году, времени дебюта шасси, уже богатую историю. В Формуле-1 он использовался Renault еще с 1977 года и претерпел множество доработок, особенно касающихся своей надежности. В Renault почти справились с проблемами к 1981 году, но множество мелких неполадок каждый раз мешали всерьез бороться за чемпионский титул.
Ален Прост к 1983 году, после ухода Рене Арну в Ferrari стал безоговорочным лидером команды и Renault RE40 строился, что называется, под него, под его стиль пилотирования. В борьбе за надежность француз немало времени провел на тестах, а дебют шасси даже пришлось отложить до второго этапа чемпионата.
Основным визуальным отличием Renault RE40 от предыдущей модели Renault RE30 стали увеличенные переднее и заднее крылья. Это изменение было призвано компенсировать отсутствие запрещенного по регламенту с 1983 года граунд-эффекта.
Дебют на Гран-При США-Запад 1983 года оказался не особо впечатляющим, и его можно признать скорее тестовым, тем более, что только Ален Прост использовал новое шасси, тогда как его напарник, американец Эдди Чивер, стартовал на шасси RE30C. Впрочем, уже третий этап сезона, и второй для Renault RE40 оказался успешным: у себя на родине, во Франции, обе машины Renault стояли на первом ряду стартового поля, и обе приехали на подиум, Прост выиграл гонку, а Чивер финишировал третьим.
Нельзя сказать, что RE40 стала очень надежной машиной, но всего три схода в 14 гонках и привычный уже для Renault быстрый гоночный тем позволили Алену Просту всерьез побороться за титул. С четырьмя победами и еще тремя подиумами он занял второе место в Чемпионате Мира, уступив лишь два очка Нельсону Пике. В Кубке Конструкторов машина, созданная под стиль пилотирования одного из двоих гонщиков команды, позволила занять второе место.
Ligier JS27
Год | 1986 | |
---|---|---|
Шасси | Ligier JS27 | |
Двигатель | Renault Gordini EF15 1.5 V6T | |
Конструктор | Michel Tetu [Мишель Тетю] Michel Beaujon [Мишель Бюжон] Claude Galopin [Клод Галопин] |
|
Шасси | Монокок из фиброкарбона и кевлара | |
Длина колесной базы | 2835 мм | |
Вес | 555 кг | |
Двигатель | Renault Gordini EF15, 1.5 л, 780-850 л.с., V6, 90°, турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенный, продольной компоновки | |
Топливо | Elf | |
Трансмиссия | Ligier/Hewland, 6 скоростей, ручная | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги и толкатели, управляющие пружинами и амортизаторами Koni внутри кузова | |
Задняя подвеска | Двойные треугольные рычаги и толкатели, управляющие пружинами и амортизаторами Koni внутри кузова | |
Шины | Pirelli | |
Команда | Equipe Ligier | |
Пилоты | #25 | Rene Arnoux |
#26 | Jacques Laffite | |
#26 | Philippe Alliot |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1986 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 5 место (1986) |
Чемпионат мира | 8 место (1986, Jacques Laffite) |
10 место (1986, Rene Arnoux) | |
18 место (1986, Philippe Alliot) | |
Гран-При / Старты | 16 / 16 |
Лучший результат в гонке | 2 место на Гран-При США 1986 |
Победы | 0 |
Подиумы | 2 |
Поул-позиции | 0 |
Быстрейшие круги | 0 |
Очки | 29 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1986 (16 этап из 16) |
Ligier JS27 стала логическим продолжением модели Ligier JS25 и, по большому счету, равной ей в возможностях. Хотя, безусловно, JS27 была доработана по сравненью с предшественницей: конструкция в целом стала легче, топливный бак сместился ниже и, конечно, была доработана аэродинамика. При этом, нельзя не учитывать, что пусть в Ligier и использовали двигатель Renault, но этот двигатель был клиентским и не был столь часто обновляем, как аналогичные турбированные двигатели на шасси Renault и Lotus.
Для JS25 самой успешной гонкой сезона 1985 года стала последняя гонка, Гран-При Австралии, на котором Жак Лаффит и Филипп Стрейфф заняли второе и третье места соответственно. И пусть для Ligier JS27 лучшим местом в гонке является второе на Гран-При США в Детройте, тем не менее лучшей гонкой можно назвать первый, дебютный, для шасси Гран-При Бразилии 1986, в котором Жаку Лаффиту и ставшему его напарником Рене Арну удалось завоевать третье и четвертое места на финише соответственно.
Эту машину уже нельзя назвать столь успешной, как перечисленные выше: на ее счету всего 2 подиума. Тем не менее, Ligier JS27 позволила команде занять 5 место в Кубке Конструкторов, так называемое «лучшее из остальных» для сезона 1986 года.
Benetton B187
Год | 1987 | |
---|---|---|
Шасси | Benetton B187 | |
Двигатель | Ford Cosworth GBA 1.5 V6t | |
Конструктор | Rory Byrne [Рори Бирн] | |
Шасси | Монокок из фиброкарбона и кевларового волокна | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Ford Cosworth GBA, 1.5 л, 850-1000 л.с., V6, 120°, турбированный, 2 турбокомпрессора Garrett, среднерасположенной, продольной компоновки | |
Топливо | Mobil | |
Трансмиссия | Benetton/Hewland, 5/6 скоростей, ручная | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги | |
Задняя подвеска | Двойные треугольные рычаги | |
Шины | Goodyear | |
Команда | Benetton Formula Ltd | |
Пилоты | #19 | Teo Fabi |
#20 | Thierry Boutsen |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1987 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 5 место (1987) |
Чемпионат мира | 8 место (1987, Thierry Boutsen) |
9 место (1987, Teo Fabi) | |
Гран-При / Старты | 16 / 16 |
Лучший результат в гонке | 3 место на:
Гран-При Австрии 1987 Гран-При Австралии 1987 |
Победы | 0 |
Подиумы | 2 |
Поул-позиции | 0 |
Быстрейшие круги | 1 |
Очки | 28 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1987 (16 этап из 16) |
B187 стала всего второй машиной для Benetton в Формуле-1. Правда, машина, разработанная Рори Берном, ведет свою историю еще от машин команды Toleman, которая и стала называться Benetton после ее покупки итальянской фирмой.
На Benetton B187 использовался двигатель Ford TEC (Ford Cosworth GBA) 1.5 V6T, оснащенный двумя турбокомпрессорами производства Garrett, причем, он стал эксклюзивным для Benetton, что позволяло плотно сотрудничать с производителем, что продолжилось и в последующие годы, после окончания турбоэры.
По сравнению с предыдущим сезоном, команде удалось подняться в Кубке Конструкторов на 5-ое место против 6-го и завоевать больше очков, а также 2 подиума, столько же, сколько и в сезоне 1986 года. Правда, не удалось снова победить. Впрочем, на Гран-При Мексики, на Автодроме имени братьев Родригес, где год назад Герхард Бергер принес первую победу Benetton, Тьерри Бутсен, стартовав с 4 места, лидировал 13 кругов, пока не сошел.
Бороться за подиумы в каждом Гран-При пока не получалось, но Benetton B187 позволяла стабильно набирать очки, пользуясь осечками лидеров или навязывая им борьбу за 4-5 места на финише.
Arrows A10(B)
Год | 1987, 1988 | |
---|---|---|
Шасси | Arrows A10, Arrows A10B | |
Двигатель | Megatron M12/13 (Mader) 1.5 L4T | |
Конструктор | Ross Brawn [Росс Брон] | |
Шасси | Монокок из углеродного волокна | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Megatron (BMW) M12/13, L4T 1.5 л., 950 л.с., рядный 4 цилиндровый, турбированный (огр. 2.5 бар, затем 4.0 бар), 1 турбокомпрессор Garrett, среднерасположенный | |
Топливо | Castrol | |
Трансмиссия | Arrows/Hewland FGA 400, 6 передач + задняя, механическая | |
Передняя подвеска | Верхние рокерные рычаги, нижние - треугольные, пружины внутри корпуса | |
Задняя подвеска | Параллельные нижние рычаги, один верхний рычаг и торсионы, амортизаторы | |
Шины | Goodyear | |
Команда | USF&G Arrows Megatron | |
Пилоты | #17 | Derek Warwick |
#18 | Eddie Cheever |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Бразилии 1987 (1 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 5 место (1988) |
7 место (1987) | |
Чемпионат мира | 8 место (1988, Derek Warwick) |
10 место (1987, Eddie Cheever) | |
12 место (1988, Eddie Cheever) | |
16 место (1987, Derek Warwick) | |
Гран-При / Старты | 32 / 32 |
Лучший результат в гонке | 3 место на Гран-При Португалии 1988 |
Победы | 0 |
Подиумы | 1 |
Поул-позиции | 0 |
Быстрейшие круги | 0 |
Очки | 34 |
Последний старт | Гран-При Австралии 1988 (16 этап из 16) |
С 1984 по 1986 включительно в Arrows использовали рядные турбированные двигатели BMW, но в 1986 последние объявили об уходе из Формулы-1. Объединившись с американской компанией USF&G, Arrows выкупали права на двигатели и стали использовать их под маркой Megatron, доводкой которых занялся Хайни Мадер.
В 1987 году, когда было разрешено давление надува турбокпрессора до 4,0 бар, команда постоянно испытывала проблемы, но в 1988 году, когда максимально разрешенное давление наддува снизили до 2,5 бар, доработанное шасси Arrows A10B позволило стабильно набирать очки и собрать их в два раза больше, чем в предыдущем сезоне.
В 1988 году шасси Arrows A10, разработанное Россом Броном, получило обновленную аэродинамику и стало называться Arrows A10B, что, вкупе с лучше работающим двигателем сразу стало давать результат: в первых четырех Гран-При сезона Дерек Уоруик трижды и Эдди Чивер единожды финишировали в очковой зоне, набрав 9 очков, против 11 очков за весь сезон 1987 года.
Лучшим результатом для команды стал Гран-При Португалии 1988 года, в котором Дерек Уоруик и Эдди Чивер заняли 4 и 3 места соответственно.
Toleman TG184
Год | 1984 | |
---|---|---|
Шасси | Toleman TG184 | |
Двигатель | Hart 415T 1.5 L4t | |
Конструктор | Rory Byrne [Рори Бирн] Pat Symonds [Пэт Симондс] |
|
Шасси | Монокок из фиброкарбона | |
Длина колесной базы | 2800 мм | |
Ширина колесной базы | 1765 мм | |
Вес | 540 кг | |
Двигатель | Hart 415T L4T, 1.5 л., 600 л.с., 4 цилиндра, турбированный, среднерасположенной, продольной компоновки | |
Топливо | Agip | |
Трансмиссия | Hewland, 5 скоростей, ручная | |
Передняя подвеска | Двойные треугольные рычаги разной длины | |
Задняя подвеска | Двойные треугольные рычаги разной длины | |
Шины | Michelin | |
Команда | Toleman Group Motorsport | |
Пилоты | #19 | Ayrton Senna |
#19 | Stefan Johansson | |
#20 | ||
#20 | Johnny Cecotto | |
#20 | Pierluigi Martini |
Цифры | |
---|---|
Первый старт | Гран-При Франции 1984 (5 этап из 16) |
Кубок Конструкторов | 7 место (1984) |
Чемпионат мира | 9 место (1984, Ayrton Senna) |
16 место (1984, Stefan Johansson) | |
Гран-При / Старты | 12 / 12 |
Лучший результат в гонке | 2 место на Гран-При Монако 1984 |
Победы | 0 |
Подиумы | 3 |
Поул-позиции | 0 |
Быстрейшие круги | 1 |
Очки | 14 |
Последний старт | Гран-При Португалии 1984 (16 этап из 16) |
Нельзя сказать, что Toleman TG184 является очень успешной машиной. Но среди других машин Toleman ее явно выделяет наличие подиумов в гоночной биографии, а также Айртон Сенна за рулем.
Сама машина, оснащенная рядным турбированным двигателем Hart 415T, оказалась быстрой, но, в основном, под пилотажем Сенны. При этом очень ненадежной. На четыре финиша Сенны (три из них на подиуме) пришлось семь сходов. У одного из его напарников по сезону, Стефана Йоханссона, статистика чуть лучше: два финиша, один из которых в очковой зоне, в трех гонках.
Часть 2 (схематичная)
В первой таблице приведены данные по машинам, участвовавшим в одном сезоне. Машина, наименованная с добавлением индекса к предыдущей модификации, является уже другой машиной.
Во второй таблице, приведены данные по всему поколению машин, т.е. добавление к названию машины индекса не означает, что это – вариация того же шасси, а не другая машина.
Условные обозначения в таблицах:
W - wins - количество побед;
P - podiums - подиумы;
PP - pole-positions - поул-позиции;
FL - fastest laps - быстрейшие круги;
Po - points - очки;
K (K=Po / GP) - coefficient - коэффициент, соотношение количества очков к количеству Гран-При.
При составлении первой таблицы сделано допущение, что Brabham BT52 и Brabham BT52B - одна и та же машина, хотя бы потому, что оба варианта участвовали в одном сезоне.
Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 1) | ||||||||||
№ | Chasis | Engine | Year | GP | W | P | PP | FL | Po | K |
1 | McLaren MP4-4 | Honda RA168E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 15 | 25 | 15 | 10 | 199 | 12,438 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Williams FW11B | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 13 | 9 | 18 | 12 | 7 | 137 | 10,538 |
3 | McLaren MP4-2 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1984 | 16 | 12 | 18 | 3 | 8 | 143,5 | 8,969 |
4 | Williams FW11 | Honda RA166E 1.5 V6T | 1986 | 16 | 9 | 19 | 4 | 11 | 141 | 8,813 |
5 | Renault RE40 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1983 | 14 | 4 | 11 | 3 | 3 | 79 | 5,643 |
6 | Ferrari 126C2B | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1983 | 8 | 2 | 6 | 4 | 1 | 44 | 5,500 |
7 | Ferrari 156/85 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1985 | 17 | 2 | 8 | 1 | 2 | 82 | 4,824 |
8 | Brabham BT52 / BT52B | BMW M12/13 1.5 L4T | 1983 | 15 | 4 | 10 | 2 | 5 | 72 | 4,800 |
9 | McLaren MP4-3 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1987 | 16 | 3 | 12 | 0 | 2 | 76 | 4,750 |
10 | Ferrari 126C2 | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1982 | 16 | 3 | 11 | 3 | 2 | 74 | 4,625 |
11 | Lotus 97T | Renault EF 1.5 V6T | 1985 | 16 | 3 | 9 | 8 | 3 | 71 | 4,438 |
12 | Ferrari F1-87/88C | Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 1 | 8 | 1 | 4 | 65 | 4,063 |
13 | Lotus 99T | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 16 | 2 | 8 | 1 | 3 | 64 | 4,000 |
14 | Renault RE30B | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1982 | 16 | 4 | 8 | 10 | 5 | 62 | 3,875 |
15 | Lotus 98T | Renault EF15B 1.5 V6T | 1986 | 16 | 2 | 8 | 8 | 0 | 58 | 3,625 |
16 | Ferrari 126C4 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1984 | 16 | 1 | 8 | 1 | 3 | 57,5 | 3,594 |
Наиболее успешные машины Формулы-1 с турбодвигателями (вариант 2) | ||||||||||
№ | Chasis | Engine | Year | GP | W | P | PP | FL | Po | K |
1 | McLaren MP4-4 | Honda RA168E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 15 | 25 | 15 | 10 | 199 | 12,438 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | Williams FW11 | Honda RA166E 1.5 V6T | 1986 | 29 | 18 | 37 | 16 | 18 | 278 | 9,586 |
Williams FW11B | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | ||||||||
3 | McLaren MP4-2 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1984 | 48 | 22 | 42 | 7 | 16 | 329,5 | 6,865 |
McLaren MP4-2B | 1985 | |||||||||
McLaren MP4-2C | 1986 | |||||||||
4 | Renault RE40 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1983 | 14 | 4 | 11 | 3 | 3 | 79 | 5,643 |
5 | Ferrari 156/85 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1985 | 17 | 2 | 8 | 1 | 2 | 82 | 4,824 |
6 | Brabham BT52 / BT52B | BMW M12/13 1.5 L4T | 1983 | 15 | 4 | 10 | 2 | 5 | 72 | 4,800 |
7 | McLaren MP4-3 | TAG/Porsche TTE PO1 1.5 V6T | 1987 | 16 | 3 | 12 | 0 | 2 | 76 | 4,750 |
8 | Lotus 97T | Renault EF 1.5 V6T | 1985 | 16 | 3 | 9 | 8 | 3 | 71 | 4,438 |
9 | Ferrari 126CK | Ferrari Tipo 021 1.5 V6T | 1981 | 62 | 10 | 34 | 13 | 10 | 254.5 | 4,105 |
Ferrari 126C2 | 1982 | |||||||||
Ferrari 126C2B | 1983 | |||||||||
Ferrari 126C3 | 1983 | |||||||||
Ferrari 126C4 | Ferrari Tipo 031 1.5 V6T | 1984 | ||||||||
10 | Ferrari F1-87/88C | Ferrari Tipo 033E 1.5 V6T | 1988 | 16 | 1 | 8 | 1 | 4 | 65 | 4,063 |
11 | Lotus 99T | Honda RA167E 1.5 V6T | 1987 | 16 | 2 | 8 | 1 | 3 | 64 | 4,000 |
12 | Renault RE30 | Renault-Gordini EF1 1.5 V6T | 1981 | 28 | 7 | 14 | 16 | 7 | 110 | 3,929 |
Renault RE30B | 1982 | |||||||||
Renault RE30C | 1983 | |||||||||
13 | Lotus 98T | Renault EF15B 1.5 V6T | 1986 | 16 | 2 | 8 | 8 | 0 | 58 | 3,625 |
FeeLLeaN