Майк Хоторн
Краткие сведения о пилоте | |||||
---|---|---|---|---|---|
Имя | John Michael 'Mike' Hawthorn [Джон Майкл 'Майк' Хоторн] |
||||
Страна | Великобритания / Англия | ||||
Дата и место рождения / смерти | - 10 апреля 1929 г.; Мексборо, Донкастер, Йоркшир, Англия, Великобритания - 22 января 1959 г.; Гилдфорд, Суррэй, Англия, Великобритания |
||||
Достижения | Чемпион Мира 1958 года; 3 место в чемпионате 1954 года |
||||
Дебютный Гран-При | Гран-При Бельгии 1952 (3 этап из 8) | ||||
Первая победа | Гран-При Франции 1953 года (5 этап из 9) | ||||
Лучший результат в гонке | Победа в: Гран-При Франции 1953, 1958 Гран-При Испании 1954 |
||||
Команды | 1 | Частник (LD Hawthorn) | 1952 | 4 ГП | 10 очков |
2 | Частник (A H M Bryde) | 1952 | 1 ГП | 0 очков | |
3 | Scuderia Ferrari | 1953-1955, 1957-1958 | 35 ГП | 113,64 очка | |
4 | Vandervell Products Ltd. | 1955-1956 | 3 ГП | 0 очков | |
5 | Owen Racing Organisation | 1956 | 3 ГП | 4 очка | |
6 | Officine Alfieri Maserati | 1956 | 1 ГП | 0 очков | |
Статистические данные | |
---|---|
Сезоны | 7 |
Гран-При / Старты | 47 / 45 |
Победы | 3 |
Подиумы | 18 |
Поул-позиции | 4 |
Быстрейшие круги | 6 |
Очки | 127,64 |
Майк Хоторн, чье полное имя звучит как Джон Майкл Хоторн, является первым британским чемпионом мира Формулы-1. Он родился 10 апреля 1929 года в Мексборо, административном центре Донкастера, что в Англии проживал в небольшом городке Фарнхем в графстве Суррэй. Уже с малых лет Майк оказался приобщен к миру гонок и скорости: у его отца была автомастерская, расположенная около трассы Бруклэндс, являвшейся в предвоенные годы центром британского автоспорта. В память об этой трассе назван один из поворотов трассы Сильвестоун.
В годы Второй Мировой войны Майк пытался стать пилотом истребителя, но слишком уж юный возраст не позволил ему сделать это. Впрочем, даже само стремление быть на острие событий, да еще в быстрой машине, полностью характеризует Майка: его гоночная карьера началась, фактически, спонтанно, была недолгой, но очень яркой.
В 1950 году Лесли Хоторн, отец Майка, насмотревшись на то, как Майк гоняет по улицам от полицейских, решил направить его неуемную энергию в легальное русло, в мото, а затем и в автогонки. Уже с первых стартов Хоторн показал незаурядное мастерство, которое позволило без сомнений включить его в число наиболее перспективных британских гонщиков нового поколения тех лет. Одержав несколько побед в первые годы в автогонках, уже в 1952 году Майк дебютирует в Гран-При. Сначала в незачётных для Чемпионата Мира, а затем и в Формуле-1.
Уже в первом для себя сезоне, выступая на частных Cooper, принадлежавших его отцу и Арчи Брайду, Майк сумел взойти на подиум в родных стенах, на Гран-При Великобритании в Сильверстоуне, а также занять очень неплохое 5 место в чемпионате, проиграв лишь тройке заводских пилотов Ferrari, да Руди Фишеру, также выступавшему на Феррари. Яркий дебют не мог остаться незамеченным, и уже в следующем сезоне Коммендаторе Энцо Феррари приглашает Майка в свою команду.
В составе Скудерии Хоторн, конечно, не стал лидером, выступая с такими маститыми гонщиками, как Аскари, Фарина, Виллорези, но именно выступления с ними в одной команде позволяли научиться новому и продолжать совершенствоваться. Отличительной чертой Майка был кураж, поймав который, он был неудержим. Именно с помощью куража он смог одержать первую победу, на Гран-При Франции в Реймсе в 1953 году, став первым из британцев, поднимавшихся на верхнюю ступеньку подиума в Формуле-1. Вообще, свой первый из пяти сезонов в Ferrari Майк провел ударными темпами: финишировал во всех гонках сезона (кроме Инди-500, где европейцы в то время участвовали лишь редкими наскоками), в 7 из 8 Гран-При приехал в очках, трижды поднялся на подиум и одержал первую победу.
Следующий сезон, 1954 года, прошел не столь гладко и менее ровно: Мак получил сильные ожоги, выступая во внезачетной III Gran Premio di Siracusa, в дорожном происшествии погиб его отец. Тем не менее, четыре подиума и один из них – победа в заключительной гонке сезона, в Испании, позволили подняться еще выше – знать третье место в чемпионате.
В начале 1955 дела семейного бизнеса заставили Майка закончить выступления за команду из Маранелло и вернуться в Англию, где машину для Гран-При ему предоставила команда Тони Вандервелла. Правда, уже после двух Гран-При, Хоторн разочаровался в ней: мало того, что машина была «сырой» и ее предстояло серьезно дорабатывать, так еще и организация дела в Vandervell Products Ltd. после Ferrari казалось слишком беспорядочной. Майк на три Гран-При вернулся в Ferrari, правда, результатов предыдущих лет достигнуть не удалось: ни одного финиша в очках, ни одного очка, без места в чемпионате. При этом, одно достижение за 1955 год у Майка Хоторна все-таки есть. И достижение немалое: победа в 24 часах Ле-Мана в экипаже с Айвором Бьюбом на Jaguar D-Type. Правда, и тут не обошлось без негатива: гонка в Ле-Мана 1955 года осталась в истории гонкой с самой катастрофической аварией в истории автоспорта. И есть те, кто обвиняет в аварии Майка. Дело в том, что на его Ягуаре стояли дисковые тормоза, более эффективные, нежели барабанные тормоза на машинах конкурентов. В конце 35 круга Хоторн резко затормозил, чтобы пойти на пит-стоп, а для идущего следом Лэнса Маклина торможение стало неожиданным, и ему, в свою очередь, пришлось ударить по тормозам и изменить траекторию, что подняло с трассы пыль, дезориентировав Пьера Левегга, шедшего позади. Левеггу не хватило времени, что бы среагировать на маневр, его Mercedes врезался в Austin-Healey Маклина и взлетел. Несмотря на жуткую аварию, гонка была продолжена и Хоторн с Бьюбом выиграли ее с преимуществом в 5 кругов.
1956 год в Формуле-1 для Майка сложился не лучше 1955-го: пусть в первой же гонке сезона он смог занять 3 место, выступая за команду Артура Оуэна, Owen Racing Organisation, зато еще в 4 Гран-При, в которых Хоторн принял участие, очков больше заработать не удалось.
Ситуация снова кардинально изменилась уже в следующем году, Майк вернулся в Ferrari. И пусть за сезон набралось всего 2 подиума, а бороться с Фанхио за титул было не реально, но Майк снова «был на коне», к тому же за Ferrari также выступал другой британец, Питер Коллинз, с которым у Хоторна завязались очень хорошие дружеские отношения.
В сезоне 1958 года новая Ferrari Dino 246 оказалась не столь быстрой, сколько надежной, поэтому, несмотря на общий проигрыш в скорости британским Cooper и Vanwall, Хоторн семь раз поднялся на подиум в десяти Гран-При и, несмотря на всего 1 победу против 4 у Стирлинга Мосса, смог выиграть долгожданный титул Чемпиона Мира с перевесом всего в 1 очко. Могло быть и больше, но всего 6 гонок шли в зачет чемпионата. 1958 год для Майка был омрачен гибелью товарищей по команде, Питера Коллинза и Луиджи Муссо и, в том числе по этой причине, Хоторн через несколько дней после триумфа объявил об уходе из Формулы-1.
Последняя гонка Майка в Формуле-1 состоялась 19 октября 1958 года, а уже 22 января 1959 года он разбился в аварии на трассе около города Гилфорд в Англии. Причина аварии так до сих пор и осталась не разъясненной до конца. Со слов механика, работавшего с Хоторном, известно, что незадолго до аварии к гаражу «Tourist Trophy» на Ист-стрит города Фарнхем подъехал Роб Уокер, владелец одной из самых успешных частных команд в истории Формулы-1, на своем Mercedes 300SL, показал жест «V», что-то выкрикнул и умчался. Сразу после этого, Хоторн вскочил в Jaguar Mk 1 VDU 881 и отправился в погоню. Майк Хоторн почти догнал Роба Уокера на извилистой объездной дороге, еще мокрой от небольшого дождя, двигаясь со скоростью около 100 миль в час там, где было ограничение в 50 миль в час. Автомобиль Хоторна потерял управление, врезался в грузовик, вылетел с дороги и попал в дерево. Гонщик умер на месте. Главным вопросом в его гибели остается причина потери управления: возможно, это была его ошибка, или мокрая дорога тому виной. Но существует и еще одна версия: дело в том, что Майк страдал от заболевания, которое истязало его на протяжении всей карьеры, а в день аварии на нем был бандаж. Еще в 1954 году Хоторн перенес операцию по удалению почки, а от воинской повинности был освобожден еще раньше по состоянию здоровья.
Майк запомнился коллегам светлым, жизнерадостным человеком, который всегда мог найти повод улыбнуться. Улыбка, его высокий рост, неизменный галстук или галстук-бабочка в горошек, твидовый костюм, а затем зеленая ветровка стали его отличительными особенностями и визитной карточкой первого британского чемпиона мира.
С 1959 года вручается «Памятный трофей Хоторна», который достается самому успешному в Формуле-1 за сезон гонщику из Великобритании или стран Содружества Наций.
Mike Hawthorn
Карьера | ||
---|---|---|
Год | Класс | Достижения |
1950 | British Sportscar races | Победитель Brighton Speed Trials [в классе 1.100 c.c. sports car] |
1951 | British Sportscar races | Победитель Motor Sport Brooklands Memorial Trophy |
Победитель Ulster Trophy Handicap | ||
Победитель Leinster Trophy | ||
1952 | FIA World Championship of Drivers | LD Hawthorn
одно 3-е, два 4-х места в 4 Гран-При |
A H M Bryde
1 Гран-При (10 очков; 5 место в чемпионате) |
||
Non-Championship Grands Prix | RJ Chase IV Richmond Trophy 2 место в гонке |
|
RJ Chase IV Lavant Cup Победитель гонки |
||
LD Hawthorn IV Daily Express International Trophy 18 место в гонке |
||
LD Hawthorn VI Ulster Trophy 2 место в гонке |
||
A H M Bryde XIII Grand Prix de la Marne 7 место в гонке |
||
LD Hawthorn II Daily Mail Trophy 3 место в гонке |
||
LD Hawthorn I Scottish National Trophy Победитель гонки |
||
LD Hawthorn / Ferrari III Gran Premio do Modena |
||
LD Hawthorn V Madgwick Cup |
||
LD Hawthorn Newcastle Journal Trophy |
||
Formula Libre | LD Hawthorn Trofeo Chichester Победитель гонки (+ поул-позиция + лучший круг в гонке) |
|
Formula 2 | RJ Chase Ibsley F2 Race Победитель гонки |
|
1953 | FIA World Championship of Drivers |
1 победа, два 3-х, три 4-х, одно 5-е места (19 [27] очков; 4 место в чемпионате) |
Non-Championship Grands Prix | Ferrari III Gran Premio di Siracusa |
|
Ferrari XIV Grand Prix Automobile de Pau 2 место в гонке |
||
Ferrari V Daily Express International Trophy Победитель гонки |
||
Ferrari VII Ulster Trophy Победитель гонки |
||
Ferrari III Grand Prix de Rouen-les-Essarts 2 место в гонке |
||
LD Hawthorn VI Madgwick Cup |
||
Formula Libre | Ferrari IX Gran Premio Ciudad de Buenos Aires 3 место в гонке |
|
Ferrari Goodwood Trophy Победитель гонки (+ лучший круг в гонке) |
||
World Sportscar Championship | Ferrari 24 Hours of Le Mans |
|
Non-Championship WSC Grands Prix | Ferrari 2° 12 Ore di Pescara Победитель гонки |
|
1954 | FIA World Championship of Drivers |
1 победа, три 2-х, одно 4-е место + 1 лучший круг в гонке (24,64 очка; 3 место в чемпионате) |
Non-Championship Grands Prix | Ferrari IV Gran Premio di Siracusa |
|
Ferrari IV Grand Prix de Rouen-les-Essarts |
||
Ferrari International Gold Cup |
||
Ferrari II Gran Premio Supercortemaggiore Победитель гонки |
||
Vandervell Daily Telegraph Trophy 2 место в гонке |
||
Formula Libre | Ferrari X Gran Premio Ciudad de Buenos Aires 6 место в гонке |
|
World Sportscar Championship | Ferrari 24 Hours of Le Mans |
|
Ferrari RAC Tourist Trophy Победитель гонки |
||
1955 | FIA World Championship of Drivers | 2 Гран-При |
3 Гран-При (0 очков; без места в чемпионате) |
||
Non-Championship Grands Prix | Vandervell III Glover Trophy |
|
Vandervell VII BRDC International Trophy |
||
Moss III London Trophy Победитель гонки |
||
Ferrari II International Gold Cup 2 место в гонке |
||
Ferrari Avon Trophy |
||
World Sportscar Championship | Briggs Cunningham Sebring 12 Hours Победитель гонки |
|
Jaguar 24 Hours of Le Mans Победитель гонки [группа S5.0] |
||
Jaguar RAC Tourist Trophy |
||
1956 | FIA World Championship of Drivers | одно 3-е место в 3 Гран-При |
1 Гран-При | ||
1 Гран-При (4 очка; 12 место в чемпионате) |
||
Non-Championship Grands Prix | Owen Racing IV Glover Trophy |
|
Owen Racing XI BARC Aintree 200 |
||
Owen Racing VIII BRDC International Trophy |
||
Owen Racing Aintree 100 |
||
Ferrari IV Gran Premio Supercortemaggiore Победитель гонки |
||
Ferrari Sveriges Grand Prix 3 место в гонке |
||
Formula Libre | Owen Racing XII Gran Premio Ciudad de Buenos Aires 9 место в гонке |
|
24 Hours of Le Mans | Jaguar New York Inc. 6 место в гонке [группа S 5.0] |
|
1957 | FIA World Championship of Drivers |
одно 2-е, одно 3-е, одно 4-е место (13 очков; 4 место в чемпионате) |
Non-Championship Grands Prix | Ferrari X Gran Premio di Napoli 2 место в гонке |
|
Ferrari II Grand Prix de Reims |
||
Ferrari VI Grand Prix du Maroc |
||
Formula Libre | Ferrari XIII Gran Premio Ciudad de Buenos Aires 4 место в гонке |
|
World Sportscar Championship | Jaguar USA 1 подиум в 1 гонке |
|
Ferrari 24 Hours of Le Mans [группа S 5000] |
||
1958 | FIA World Championship of Drivers |
1 победа, пять 2-х, одно 3-е, одно 5-е место + 5 лучших кругов в гонке (42 [49] очка; Чемпион Мира) |
Non-Championship Grands Prix | Owen Racing VI Glover Trophy Победитель гонки |
|
Formula Libre | Ferrari XIV Gran Premio Ciudad de Buenos Aires 4 место в гонке |
|
World Sportscar Championship | Ferrari Targa Florio 3 место в гонке [группа S 3000] |
|
Ferrari 24 Hours of Le Mans 9 место в гонке [группа S 3000] |
||
500 Millas de Monza (Monzanapolis) | Ferrari 3 место в третьей гонке |
|
FeeLLeaN