Майк Хоторн

Майк Хоторн | Mike Hawthorn

United Kingdom | Великобритания 1954 bronze F1 | 1954 бронза Ф1 1958 gold F1 | 1958 золото Ф1 шлем Майка Хоторна | helmet of Mike Hawthorn

Краткие сведения о пилоте
Имя John Michael 'Mike' Hawthorn
[Джон Майкл 'Майк' Хоторн]
Страна Великобритания / Англия
Дата и место рождения / смерти - 10 апреля 1929 г.;
Мексборо, Донкастер, Йоркшир, Англия, Великобритания
- 22 января 1959 г.;
Гилдфорд, Суррэй, Англия, Великобритания
Достижения Чемпион Мира 1958 года;
3 место в чемпионате 1954 года
Дебютный Гран-При Гран-При Бельгии 1952 (3 этап из 8)
Первая победа Гран-При Франции 1953 года (5 этап из 9)
Лучший результат в гонке Победа в:
Гран-При Франции 1953, 1958
Гран-При Испании 1954
Команды 1 Частник (LD Hawthorn) 1952 4 ГП 10 очков
2 Частник (A H M Bryde) 1952 1 ГП 0 очков
3 Scuderia Ferrari 1953-1955, 1957-1958 35 ГП 113,64 очка
4 Vandervell Products Ltd. 1955-1956 3 ГП 0 очков
5 Owen Racing Organisation 1956 3 ГП 4 очка
6 Officine Alfieri Maserati 1956 1 ГП 0 очков

Статистические данные
Сезоны 7
Гран-При / Старты 47 / 45
Победы 3
Подиумы 18
Поул-позиции 4
Быстрейшие круги 6
Очки 127,64

Майк Хоторн, чье полное имя звучит как Джон Майкл Хоторн, является первым британским чемпионом мира Формулы-1. Он родился 10 апреля 1929 года в Мексборо, административном центре Донкастера, что в Англии проживал в небольшом городке Фарнхем в графстве Суррэй. Уже с малых лет Майк оказался приобщен к миру гонок и скорости: у его отца была автомастерская, расположенная около трассы Бруклэндс, являвшейся в предвоенные годы центром британского автоспорта. В память об этой трассе назван один из поворотов трассы Сильвестоун.

В годы Второй Мировой войны Майк пытался стать пилотом истребителя, но слишком уж юный возраст не позволил ему сделать это. Впрочем, даже само стремление быть на острие событий, да еще в быстрой машине, полностью характеризует Майка: его гоночная карьера началась, фактически, спонтанно, была недолгой, но очень яркой.

В 1950 году Лесли Хоторн, отец Майка, насмотревшись на то, как Майк гоняет по улицам от полицейских, решил направить его неуемную энергию в легальное русло, в мото, а затем и в автогонки. Уже с первых стартов Хоторн показал незаурядное мастерство, которое позволило без сомнений включить его в число наиболее перспективных британских гонщиков нового поколения тех лет. Одержав несколько побед в первые годы в автогонках, уже в 1952 году Майк дебютирует в Гран-При. Сначала в незачётных для Чемпионата Мира, а затем и в Формуле-1.

Майк Хоторн в Великобритании в 1952 году | Mike Hawthorn in Great Britain 1952

Уже в первом для себя сезоне, выступая на частных Cooper, принадлежавших его отцу и Арчи Брайду, Майк сумел взойти на подиум в родных стенах, на Гран-При Великобритании в Сильверстоуне, а также занять очень неплохое 5 место в чемпионате, проиграв лишь тройке заводских пилотов Ferrari, да Руди Фишеру, также выступавшему на Феррари. Яркий дебют не мог остаться незамеченным, и уже в следующем сезоне Коммендаторе Энцо Феррари приглашает Майка в свою команду.

В составе Скудерии Хоторн, конечно, не стал лидером, выступая с такими маститыми гонщиками, как Аскари, Фарина, Виллорези, но именно выступления с ними в одной команде позволяли научиться новому и продолжать совершенствоваться. Отличительной чертой Майка был кураж, поймав который, он был неудержим. Именно с помощью куража он смог одержать первую победу, на Гран-При Франции в Реймсе в 1953 году, став первым из британцев, поднимавшихся на верхнюю ступеньку подиума в Формуле-1. Вообще, свой первый из пяти сезонов в Ferrari Майк провел ударными темпами: финишировал во всех гонках сезона (кроме Инди-500, где европейцы в то время участвовали лишь редкими наскоками), в 7 из 8 Гран-При приехал в очках, трижды поднялся на подиум и одержал первую победу.

Майк Хоторн во Франции в 1953 году | Mike Hawthorn in France 1953

Следующий сезон, 1954 года, прошел не столь гладко и менее ровно: Мак получил сильные ожоги, выступая во внезачетной III Gran Premio di Siracusa, в дорожном происшествии погиб его отец. Тем не менее, четыре подиума и один из них – победа в заключительной гонке сезона, в Испании, позволили подняться еще выше – знать третье место в чемпионате.

В начале 1955 дела семейного бизнеса заставили Майка закончить выступления за команду из Маранелло и вернуться в Англию, где машину для Гран-При ему предоставила команда Тони Вандервелла. Правда, уже после двух Гран-При, Хоторн разочаровался в ней: мало того, что машина была «сырой» и ее предстояло серьезно дорабатывать, так еще и организация дела в Vandervell Products Ltd. после Ferrari казалось слишком беспорядочной. Майк на три Гран-При вернулся в Ferrari, правда, результатов предыдущих лет достигнуть не удалось: ни одного финиша в очках, ни одного очка, без места в чемпионате. При этом, одно достижение за 1955 год у Майка Хоторна все-таки есть. И достижение немалое: победа в 24 часах Ле-Мана в экипаже с Айвором Бьюбом на Jaguar D-Type. Правда, и тут не обошлось без негатива: гонка в Ле-Мана 1955 года осталась в истории гонкой с самой катастрофической аварией в истории автоспорта. И есть те, кто обвиняет в аварии Майка. Дело в том, что на его Ягуаре стояли дисковые тормоза, более эффективные, нежели барабанные тормоза на машинах конкурентов. В конце 35 круга Хоторн резко затормозил, чтобы пойти на пит-стоп, а для идущего следом Лэнса Маклина торможение стало неожиданным, и ему, в свою очередь, пришлось ударить по тормозам и изменить траекторию, что подняло с трассы пыль, дезориентировав Пьера Левегга, шедшего позади. Левеггу не хватило времени, что бы среагировать на маневр, его Mercedes врезался в Austin-Healey Маклина и взлетел. Несмотря на жуткую аварию, гонка была продолжена и Хоторн с Бьюбом выиграли ее с преимуществом в 5 кругов.

1956 год в Формуле-1 для Майка сложился не лучше 1955-го: пусть в первой же гонке сезона он смог занять 3 место, выступая за команду Артура Оуэна, Owen Racing Organisation, зато еще в 4 Гран-При, в которых Хоторн принял участие, очков больше заработать не удалось.

Ситуация снова кардинально изменилась уже в следующем году, Майк вернулся в Ferrari. И пусть за сезон набралось всего 2 подиума, а бороться с Фанхио за титул было не реально, но Майк снова «был на коне», к тому же за Ferrari также выступал другой британец, Питер Коллинз, с которым у Хоторна завязались очень хорошие дружеские отношения.

В сезоне 1958 года новая Ferrari Dino 246 оказалась не столь быстрой, сколько надежной, поэтому, несмотря на общий проигрыш в скорости британским Cooper и Vanwall, Хоторн семь раз поднялся на подиум в десяти Гран-При и, несмотря на всего 1 победу против 4 у Стирлинга Мосса, смог выиграть долгожданный титул Чемпиона Мира с перевесом всего в 1 очко. Могло быть и больше, но всего 6 гонок шли в зачет чемпионата. 1958 год для Майка был омрачен гибелью товарищей по команде, Питера Коллинза и Луиджи Муссо и, в том числе по этой причине, Хоторн через несколько дней после триумфа объявил об уходе из Формулы-1.

Майк Хоторн и Питер Коллинз Великобритании в 1958 году | Mike Hawthorn and Peter Collins in Great Britain 1958

Последняя гонка Майка в Формуле-1 состоялась 19 октября 1958 года, а уже 22 января 1959 года он разбился в аварии на трассе около города Гилфорд в Англии. Причина аварии так до сих пор и осталась не разъясненной до конца. Со слов механика, работавшего с Хоторном, известно, что незадолго до аварии к гаражу «Tourist Trophy» на Ист-стрит города Фарнхем подъехал Роб Уокер, владелец одной из самых успешных частных команд в истории Формулы-1, на своем Mercedes 300SL, показал жест «V», что-то выкрикнул и умчался. Сразу после этого, Хоторн вскочил в Jaguar Mk 1 VDU 881 и отправился в погоню. Майк Хоторн почти догнал Роба Уокера на извилистой объездной дороге, еще мокрой от небольшого дождя, двигаясь со скоростью около 100 миль в час там, где было ограничение в 50 миль в час. Автомобиль Хоторна потерял управление, врезался в грузовик, вылетел с дороги и попал в дерево. Гонщик умер на месте. Главным вопросом в его гибели остается причина потери управления: возможно, это была его ошибка, или мокрая дорога тому виной. Но существует и еще одна версия: дело в том, что Майк страдал от заболевания, которое истязало его на протяжении всей карьеры, а в день аварии на нем был бандаж. Еще в 1954 году Хоторн перенес операцию по удалению почки, а от воинской повинности был освобожден еще раньше по состоянию здоровья.

Майк запомнился коллегам светлым, жизнерадостным человеком, который всегда мог найти повод улыбнуться. Улыбка, его высокий рост, неизменный галстук или галстук-бабочка в горошек, твидовый костюм, а затем зеленая ветровка стали его отличительными особенностями и визитной карточкой первого британского чемпиона мира.

С 1959 года вручается «Памятный трофей Хоторна», который достается самому успешному в Формуле-1 за сезон гонщику из Великобритании или стран Содружества Наций.

Майк Хоторн и Стирлинг Мосс | Mike Hawthorn and Stirling Moss

Mike Hawthorn

Карьера
Год Класс Достижения
1950 British Sportscar races Победитель Brighton Speed Trials [в классе 1.100 c.c. sports car]
1951 British Sportscar races Победитель Motor Sport Brooklands Memorial Trophy
Победитель Ulster Trophy Handicap
Победитель Leinster Trophy
1952 FIA World Championship of Drivers
LD Hawthorn
одно 3-е, два 4-х места в 4 Гран-При
A H M Bryde
1 Гран-При
(10 очков; 5 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix RJ Chase
IV Richmond Trophy
2 место в гонке
RJ Chase
IV Lavant Cup
Победитель гонки
LD Hawthorn
IV Daily Express International Trophy
18 место в гонке
LD Hawthorn
VI Ulster Trophy
2 место в гонке
A H M Bryde
XIII Grand Prix de la Marne
7 место в гонке
LD Hawthorn
II Daily Mail Trophy
3 место в гонке
LD Hawthorn
I Scottish National Trophy
Победитель гонки
LD Hawthorn / Ferrari
III Gran Premio do Modena
LD Hawthorn
V Madgwick Cup
LD Hawthorn
Newcastle Journal Trophy
Formula Libre LD Hawthorn
Trofeo Chichester
Победитель гонки (+ поул-позиция + лучший круг в гонке)
Formula 2 RJ Chase
Ibsley F2 Race
Победитель гонки
1953 FIA World Championship of Drivers 1 победа, два 3-х, три 4-х, одно 5-е места
(19 [27] очков; 4 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Ferrari
III Gran Premio di Siracusa
Ferrari
XIV Grand Prix Automobile de Pau
2 место в гонке
Ferrari
V Daily Express International Trophy
Победитель гонки
Ferrari
VII Ulster Trophy
Победитель гонки
Ferrari
III Grand Prix de Rouen-les-Essarts
2 место в гонке
LD Hawthorn
VI Madgwick Cup
Formula Libre Ferrari
IX Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
3 место в гонке
Ferrari
Goodwood Trophy
Победитель гонки (+ лучший круг в гонке)
World Sportscar Championship Ferrari
24 Hours of Le Mans
Non-Championship WSC Grands Prix Ferrari
2° 12 Ore di Pescara
Победитель гонки
1954 FIA World Championship of Drivers 1 победа, три 2-х, одно 4-е место + 1 лучший круг в гонке
(24,64 очка; 3 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Ferrari
IV Gran Premio di Siracusa
Ferrari
IV Grand Prix de Rouen-les-Essarts
Ferrari
International Gold Cup
Ferrari
II Gran Premio Supercortemaggiore
Победитель гонки
Vandervell
Daily Telegraph Trophy
2 место в гонке
Formula Libre Ferrari
X Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
6 место в гонке
World Sportscar Championship Ferrari
24 Hours of Le Mans
Ferrari
RAC Tourist Trophy
Победитель гонки
1955 FIA World Championship of Drivers 2 Гран-При
3 Гран-При
(0 очков; без места в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Vandervell
III Glover Trophy
Vandervell
VII BRDC International Trophy
Moss
III London Trophy
Победитель гонки
Ferrari
II International Gold Cup
2 место в гонке
Ferrari
Avon Trophy
World Sportscar Championship Briggs Cunningham
Sebring 12 Hours
Победитель гонки
Jaguar
24 Hours of Le Mans
Победитель гонки [группа S5.0]
Jaguar
RAC Tourist Trophy
1956 FIA World Championship of Drivers одно 3-е место в 3 Гран-При
1 Гран-При
1 Гран-При
(4 очка; 12 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Owen Racing
IV Glover Trophy
Owen Racing
XI BARC Aintree 200
Owen Racing
VIII BRDC International Trophy
Owen Racing
Aintree 100
Ferrari
IV Gran Premio Supercortemaggiore
Победитель гонки
Ferrari
Sveriges Grand Prix
3 место в гонке
Formula Libre Owen Racing
XII Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
9 место в гонке
24 Hours of Le Mans Jaguar New York Inc.
6 место в гонке [группа S 5.0]
1957 FIA World Championship of Drivers одно 2-е, одно 3-е, одно 4-е место
(13 очков; 4 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Ferrari
X Gran Premio di Napoli
2 место в гонке
Ferrari
II Grand Prix de Reims
Ferrari
VI Grand Prix du Maroc
Formula Libre Ferrari
XIII Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
4 место в гонке
World Sportscar Championship Jaguar USA
1 подиум в 1 гонке
Ferrari
24 Hours of Le Mans
[группа S 5000]
1958 FIA World Championship of Drivers 1 победа, пять 2-х, одно 3-е, одно 5-е место + 5 лучших кругов в гонке
(42 [49] очка; Чемпион Мира)
Non-Championship Grands Prix Owen Racing
VI Glover Trophy
Победитель гонки
Formula Libre Ferrari
XIV Gran Premio Ciudad de Buenos Aires
4 место в гонке
World Sportscar Championship Ferrari
Targa Florio
3 место в гонке [группа S 3000]
Ferrari
24 Hours of Le Mans
9 место в гонке [группа S 3000]
500 Millas de Monza (Monzanapolis) Ferrari
3 место в третьей гонке

FeeLLeaN