Возможные переходы пилотов в Формуле-1 в 2015-2016 годах
Середина сезона – традиционное время обсуждения вариантов продолжения карьеры гонщиков в Формуле-1. Давайте бросим взгляд в сторону трансферного рынка и порассуждаем, в каких командах может измениться состав гонщиков, и кто может занять вакантные места, если таковые найдутся.
Пилоты | #44 | Lewis Hamilton |
---|---|---|
#6 | Nico Rosberg |
Со стороны команды состав пилотов не требует изменений: оба гонщика ведут борьбу за самые высокие позиции в гонках, полностью реализуя потенциал машины, серьезных конфликтов между ними в сезоне 2015 года не наблюдается, действующие контракты есть у обоих гонщиков, а оба чемпионских титула должны без проблем остаться в команде.
Со стороны гонщиков ситуация похожая: до конца сезона и развязки чемпионата даже смотреть в сторону других команд не имеет смысла, ведь более быструю и надежную машину не сумеет предоставить ни одна из них.
Пилоты | #5 | Sebastian Vettel |
---|---|---|
#7 | Kimi Raikkonen |
Больше всего слухов касается как раз Ferrari, а именно места Кими Райкконена. По большому счету, именно от будущего Кими и зависит серьезная часть возможных переходов: если финн останется в Ferrari, а вернее руководство команды решит продолжить сотрудничество с Райкконеном, большинство гонщиков Формулы-1 останется в своих нынешних командах.
Поэтому мы рассмотрим вариант отставки Кими из итальянской команды. Кто может занять его место?
Основным хэдлайнером слухов является Валттери Боттас – финн очень неплохо зарекомендовал себя в 2014 году, заняв итоговое 4 место в чемпионате, он стабильный и быстрый гонщик, уже набравшийся опыта в Формуле-1.
За Боттасом следует целая плеяда гонщиков, являющихся воспитанниками молодежной программы Red Bull: возможными кандидатами уже назывались и Даниэль Риккьярдо, и Макс Ферстаппен, и Карлос Сайнц-младший. В таком ключе не стоит сбрасывать со счетов и Даниила Квята. Впрочем, подобные слухи распространяются, в основном, локальными спортивными изданиями, представляющими родные для этих гонщиков страны. Исключением является Даниэль Риккьярдо, которого хотела бы видеть в составе Ferrari итальянская пресса, чему немало способствуют итальянские корни гонщика. Безусловно, каждый из них мог бы прийти в Ferrari, и даже действующий контракт с Red Bull Racing / Scuderia Toro Rosso не стал бы серьезной помехой – весомая денежная компенсация нивелирует контрактные обязательства. Но на пути перехода одного из гонщиков Red Bull могут вырасти два обстоятельства: нежелание руководства команды и руководства компании видеть в своем составе двух гонщиков, выращенных в конкурирующей молодежной программе и Себастьян Феттель. Если немецкий гонщик Ferrari имеет хоть какое-то влияние на принятие решение о своем будущем напарнике, то он может попытаться заблокировать переход, например, Риккьярдо в Ferrari. К тому же, Кими Райкконен, по всей видимости, полностью устраивает Феттеля как напарник по команде. Тем не менее, в качестве достаточно серьезного кандидата можно рассмотреть кандидатуру Карлоса Сайнца-младшего: испанский спонсор Santander может поспособствовать переходу.
Еще одной весомой фигурой на трансферном рынке является Нико Хюлькенберг. Его безусловный талант, скорость и стабильно высокие результаты на не самых быстрых машинах уже не первый сезон порождают призывы дать Хюлькенбергу возможность попробовать себя в одной из топ-команд. Единственным серьезным аргументом против его появления в Ferrari (помимо наличия других кандидатов), является национальность гонщика. За последние 5 лет в Формуле-1 было два коллектива, собравших пару гонщиков одной национальности, но то были составы, представлявшие ту же страну, что и команда: Баттон и Хэмилтон в McLaren, а также Шумахер и Нико Росберг в Mercedes, Представить же двух немецких гонщиков в Ferrari не так просто. Тем не менее, в Скудерии могут решиться на подобный шаг, ведь Ferrari – крупный международный бренд, и на его популярности совершенно не отразится национальность пилотского состава.
Последним кого необходимо упомянуть в этом списке – Серхио Перес. Казалось бы, его уже списали со счетов, когда в пару к Ферандо Алонсо на 2014 год подписали Кими Райкконена, но о старых связях мексиканца с Ferrari забывать не стоит. Перес несколько лет являлся слушателем молодежной академии Ferrari, имеет неплохие скоростные качества и может стать отличным вторым пилотом. К тому же, с сезона 2015 года итальянская команда налаживает связи с мексиканскими компаниями, давно поддерживающими и Переса, и Эстебана Гутьерреса, нынешнего тест-пилота Ferrari.
В уже приличный список кандидатов можно было бы добавить и Жан-Эрика Верня, ставшего в 2014 году тест-пилотом команды, но в Ferrari предпочитают брать в тест-пилоты не тех гонщиков, кто может в будущем стать членом боевого состава, а тех, кто будет стабильно сидеть в запасе в ближайшие несколько лет.
В сухом остатке можно получить следующий список кандидатов на смену Кими Райкконену в Ferrari, если ему все же придется оставить место:
- 1. Валттери Боттас;
- 2. Нико Хюлькенберг;
- 3. Карлос Сайнц-мл.;
- 4. Серхио Перес;
- 5. Даниэль Риккьярдо.
- 6. Жан-Эрик Вернь.
Пилоты | #19 | Felipe Massa |
---|---|---|
#77 | Valtteri Bottas |
Прощаться с Фелипе Массой в Williams не намерены: бразильский гонщик за полтора сезона в команде доказал, что не растерял скорость и азарт борьбы и вполне способен показывать высокие результаты. В общем, его кандидатура не вызывает сомнений. А вот с Валттери Боттасом команде, возможно, придется расстаться. Причем, не по своей воле. Если рассматривать Валлтери как главного кандидата на смену Кими Райкконену в Ferrari, то нужно подобрать и толковую замену для него в Williams.
Основными кандидатами можно назвать двух гонщиков, уже имеющих общую с Williams историю отношений. Первым из них является Нико Хюлькенберг, сотрудничавший с командой в 2009 и 2010 годах. Его характеристики, описанные выше, как нельзя лучше подходят команде, борющейся за подиумы в гонках.
Вторым кандидатом нужно назвать Фелипе Насра. Бразилец в 2014 году был тест-пилотом команды и принял участие в 5 пятничных тренировках. Он талантлив, вроде бы, быстр (что не всегда проявляется в его нынешней команде Sauber из-за особенностей машины), и, для полного комплекта, пользуется поддержкой бразильских спонсоров. Проблема его перехода сродни проблемы возможной пары Феттель-Хюлькенберг в Ferrari: два бразильских гонщика в составе Williams – многовато. А значит Насра можно оставить про запас на то время, когда нужно будет заменить в составе уже Фелипе Массу.
Не самым очевидным, но наиболее близким к нынешней команде является ее тест-пилот Алекс Линн. Главными проблемами являются его неопытность и не идеальные выступления в серии GP2 сезона 2015 года. С другой стороны, появление британского гонщика в составе Williams могло бы стать приятным дополнением к нынешним результатам команды, ведь британцев за рулем Williams на старте Гран-При не было с 2000 года, со времен дебютного сезона Дженсона Баттона.
И самым запасным вариантом является приглашение резервного гонщика команды, Адриана Сутиля, за руль боевой машины. Сутиль, безусловно, опытен, но проигрывает тому же Хюлькенбергу в чистой скорости.
В итоге для Williams получается малый список из одного кандидата, коим является Нико Хюлькенберг, а также череда запасных вариантов из Насра, Линна и Сутиля. Впрочем, команда постарается сохранить боевой состав таким, каким он является уже второй сезон подряд и постарается избежать перемен.
Пилоты | #3 | Daniel Ricciardo |
---|---|---|
#26 | Daniil Kvyat |
Пилоты | #55 | Carlos Sainz, Jr |
---|---|---|
#33 | Max Verstappen |
Нынешний состав Red Bull Racing полностью удовлетворяет запросы руководства команды: два быстрых гонщика, один из которых уже имеет опыт побед, а другой постепенно все лучше вкатывается в сезон. Менять что либо нет необходимости, и лишь аврал, вроде перехода одного из гонщиков в другую команду, может внести свои коррективы.
В молодежной команде, Scuderia Toro Rosso, абсолютно такая же ситуация: оба гонщика команды пока сыроваты для перехода в старшую, но вполне достойно смотрятся в младшей. Каждый из них уже получал долю критики в свой адрес со стороны Хельмута Марко, но удостаивался и похвалы, что – очень хороший признак для продолжения их карьеры в составе Toro Rosso.
Пилоты | #27 | Nico Hulkenberg |
---|---|---|
#11 | Sergio Perez |
План-минимум для Force India – сохранить хотя бы одного из гонщиков нынешнего состава. И он более чем выполним. Да, Хюлькенберг может перейти в Ferrari или Williams, но тогда для Переса лучшим вариантом останется именно Force India. В противном случае, если уйдет Перес, то для Хюлькенберга также не видно ни одной лучшей перспективы, нежели остаться в команде. При этом, вариант с уходом обоих гонщиков разом (например, Хюлькенберга в Williams, а Переса в Haas F1 Team) – вариант крайне маловероятный.
В случае потери одного из бойцов, в Force India будут вынуждены искать замену, что сделать будет не так и просто: действительно серьезные игроки уже имеют места в серьезных командах, а приглашение кого-либо совсем юного – не совсем удовлетворяет нынешние амбиции команды.
В Force India могут попробовать переманить, например, Фелипе Насра из Sauber, что может и получиться в виду большей конкурентоспособности команды. Наср не только принесет спонсорский бюджет (который, так необходим частным командам вроде Force India и Sauber), но и сохранит традицию команды по приглашению действительно быстрых гонщиков вне зависимости от количества денежных средств их спонсоров.
Другим вариантом может стать приглашение одного из тест-пилотов McLaren, Кевина Магнуссена или Стоффеля Вандорна. Магнуссен в этой паре выглядит предпочтительнее, ведь он уже имеет опыт выступления в Формуле-1. Для McLaren этот вариант трудоустройства датчанина может оказаться прекрасным выходом. Данный вариант имеет два серьезных минуса: едва ли он устроит Mercedes, действующего поставщика силовых установок команды, ведь Магнуссен теперь представляет альянс непосредственных конкурентов, McLaren и Honda. Другой минус уже со стороны самой Force India: с большой долей вероятности можно сказать, что Магнуссен в команде окажется лишь на один сезон. На несколько больший срок контракта можно рассчитывать при приглашении Стоффеля Вандорна, но и с ним остается вероятность недовольства со стороны Mercedes.
Довольно реалистичным вариантом может стать тест-пилот Mercedes AMG, представляющий эту же фирму в серии DTM, Паскаль Верляйн. Путь из DTM в Формулу-1 уже знаком нам по карьере Пола ди Ресты, также выступавшему в Force India под протекторатом Mercedes. Но на пути Верляйна может встать очень серьезная проблема – система баллов, введенная с нынешнего сезона. В этой системе, призванной позволить добраться до Формулы-1 лишь только достойным кандидатам, есть пробел, на который многие сразу обратили внимание: за выступления в DTM баллы не начисляются, а значит, в теории Верляйн не может перейти в Формулу-1 ни при каких обстоятельствах. Впрочем, из любого правила есть исключения, и в FIA готовы рассмотреть подобные шаги в исключительном порядке. Особенно может помочь высокая финишная позиция Верляйна в общем зачете DTM 2015 года.
Следующим, пусть и совсем не отличным вариантом, является хорошо знакомый команде Адриан Сутиль. Его уход из команды после 2013 года не выглядел идеальным в свете экивоков гонщика в сторону Sauber, но при неимении других вариантов, его не стоит сбрасывать со счетов.
Если привести все сказанное к общему знаменателю, выходит небольшой, но достаточно интересный шорт-лист кандидатов:
- 1. Паскаль Верляйн; 1
- 2. Фелипе Наср;
- 3. Кевин Магнуссен;
- 4. Стоффель Вандорн;
- 5. Адриан Сутиль.
Пилоты | #8 | Romain Grosjean |
---|---|---|
#13 | Pastor Maldonado |
Первое, о чем нужно упомянуть при разговоре о Lotus F1 Team, это судьба самой команды. Ее нынешние владельцы серьезно настроены на продолжение выступлений в том же формате, что и сейчас, но финансовые обязательства могут сказать свое веское слово. Периодически возникают слухи о том, что владельцы ведут переговоры с потенциальными инвесторами и даже потенциальными акционерами. Но существует небольшая вероятность того, что команду может выкупить обратно компания Renault. При подобном исходе, в счет которого даже нынешний поставщик силовых установок команды, Mercedes, уже выразил готовность закрыть глаза на действующие соглашения, состав гонщиков команды – дело довольно непредсказуемое. Впрочем, и после вероятного прихода Renault, и при сохранении нынешней диспозиции, велик шанс на сохранение действующего состава гонщиков.
Кандидатура Романа Грожана является вполне подходящей для обоих вариантов. В данный момент он является лидером команды и его участие в сезоне 2016 года в составе этой же команды практически не вызывает сомнений: интерес со стороны других команд к его кандидатуре кажется призрачным, а заменить его в Lotus фактически и не кем.
Позиции Пастора Мальдонадо долгое время держались лишь за счет финансовых вливаний его спонсоров, но результаты, показанные гонщиком в последних гонках, немножко сдвинули баланс в сторону его гоночных талантов.
Вероятность смены боевого состава гонщиков в команде довольно мала, а при освобождении вакансии кандидатом на место может стать и нынешний тест-пилот команды, Джолион Палмер, и Фелипе Наср, и Маркус Эрикссон, и Уилл Стивенс, и Роберто Мери. В общем, любой из тех, кто уже имеет мало-мальский опыт в управлении машиной Формулы-1. Рассматривать гонщиков, выступающих в 2015 году в «младших» гоночных сериях, по всей видимости, даже не стоит.
Пилоты | #9 | Marcus Ericsson |
---|---|---|
#12 | Felipe Nasr |
Еще одна команда с темным будущим. Для Sauber крайне важно сохранить в составе Фелипе Насра, ведь найти ему на замену действительно стоящего кандидата, к тому же обладающего сходной спонсорской поддержкой, будет затруднительно. Со стороны самой команды вопросы могут возникнуть только в кандидатуре Маркуса Эрикссона. Менять обоих гонщиков разом в команде едва ли решатся даже в случае перехода Фелипе Насра в другую команду, поэтому рассмотрим возможность появления в команде лишь одной вакансии.
В случае вынужденной замены боевого гонщика, первым кандидатом на место в команду может стать Раффаэле Марчелло, тест-пилот команды, обладающий поддержкой Ferrari. Впрочем, его не слишком стабильные выступления в GP2 Series 2015 года пока не дают ему никаких гарантий на возможное место в кокпите машины Формулы-1.
С другими кандидатами еще сложнее: сменить Marussia на Sauber могли бы Уилл Стивенс, и Роберто Мери, но возникает вопрос в целесообразности подобного перехода для самой команды. Кандидатуры Стоффеля Вандорна или Кевина Магнуссена могут не понравится Ferrari (смотри пункт про Force India). Оставшийся выбор не особо широк: лишь в конце сезона можно будет сказать, кто из возможных дебютантов набрал достаточно баллов для выступления в Формуле-1. В этот список могут войти несколько человек, занимающие на середину сезона лидирующие места в гоночных сериях, наиболее часто делегирующих своих новичков в Формулу-1: Оливер Роланд и Маттьё Ваксивьер из Formula Renault 3.5 Series, да Рио Харьянто из GP2 Series.
Более-менее приемлемым кандидатом может стать Фабио Ляймер, швейцарский гонщик, выигравший в 2013 году серию GP2. В таком случае Ляймер стал бы первым швейцарским гонщиком на месте боевого пилота швейцарской команды Sauber. Проблема в том, что для команды важна финансовая сторона вопроса, а с этим у Ляймера могут возникнуть проблемы.
Пилоты | #14 | Fernando Alonso |
---|---|---|
#22 | Jenson Button |
Оба гонщика McLaren имеют действующие контракты и, несмотря на периодическое возникновение слухов об отставке одного из них, контракты подтверждены командой, а значит, перемен ждать не стоит. В случае же непредвиденных обстоятельств, за спинами чемпионов мира своего шанса ждет Кевин Магнуссен, который и является единственным возможным кандидатом на замену любого из боевых гонщиков команды.
Пилоты | #28 | Will Stevens |
---|---|---|
#98 | Roberto Merhi |
Команда, удивившая многих тем, что сумела выйти на старт сезона 2015 года, постарается остаться в строю и в 2016 году. Вроде бы, и спонсоры найдены, и штат работников более-менее собран.
Команда, за недолгие 6 лет существования установила традицию менять гонщиков почти каждый сезон, поэтому в вариант, при котором в ее составе останутся оба нынешних боевых гонщика, верится слабо. Проблема в прогнозировании будущего состава Manor состоит в том, что в ней может оказаться практически любой гонщик, имеющий спонсорский пакет и неплохо выступавший в последние пару сезонов в младших сериях или Формуле-1, но не имеющий возможности попасть в более крупную команду.
Из кандидатов можно создать довольно занятный список, в который войдут все гонщики, хоть отдаленно имеющие шанс попасть в Формулу-1 в сезоне 2016 года.
Первыми, конечно, необходимо назвать действующих гонщиков Manor Marussia F1 Team, Уилла Стивенса и Роберто Мери. При неимении лучших вариантов, они оба попытаются остаться в рядах аутсайдера чемпионата, чтобы находиться как можно ближе к возможным вакансиям в более сильных командах.
Сразу за ними мелькают кандидатуры Фабио Ляймера и Джордана Кинга, имеющих действующие контракты тест-пилотов команды. Но с Ляймером может возникнуть финансовый вопрос, а с Кингом, напротив, спортивный. Джордан Кинг, чей отец приложил руку в возрождению команды в сезоне 2015 года, выступает в серии GP2, но даже близко пока не подобрался к результатам, хоть сколько-нибудь позволяющим ему пройти ценз балльной системы, позволяющей выступать в Формуле-1.
На третьей по очередности ступени находятся все те же кандидаты, что были упомянуты среди кандидатов на место в Sauber: Оливер Роланд, Маттьё Ваксивьер и Рио Харьянто. Сюда же можно попробовать дописать Сергея Сироткина, восстановление сотрудничества которого с Sauber едва ли возможно, а вот пути в Manor для него могут оказаться открытыми.
Из гонщиков, уже имеющих опыт выступления в Формуле-1 в предыдущие годы, сложно назвать хоть кого-нибудь заинтересованного в месте в Manor, поэтому в конце списка можно поставить тест-пилотов разных команд текущего сезона Формулы-1. В таком случае в список попадут Джолион Палмер, Алекс Линн, а также Кевин Магнуссен и Стоффель Вандорн. Причем, Магнуссен уже назывался в числе кандидатов на место в Manor Maruusia на сезон 2015, так что его кандидатура не является лишней на замену, например, Роберто Мери, даже по ходу текущего сезона.
Haas F1 Team |
---|
Как новая команда, Haas F1 Team, безусловно, вызывает много слухов, хотя пока и не является активным игроком трансферного рынка.
Первыми, и наиболее очевидными кандидатами на места боевых гонщиков команды являются два представителя Северной Америки: мексиканец Эстебан Гутьеррес и американец Александр Росси. Гутьеррес с 2010 года сотрудничал с Sauber, использующей двигатели Ferrari, а в нынешнем сезоне является третьим пилотом уже заводской команды, Scuderia Ferrari, что делает его наиболее перспективным кандидатом для северо-американской команды, планирующей использовать большое количество компонентов производства Ferrari.
Кандидатура же Александра Росси называлась с первого же момента, после объявления о будущем дебюте в Формуле-1 команды из США. В этом есть большая доля логики: Росси – американский гонщик, не первый сезон выступающий в гонках европейского типа, уже имеющий опыт работы в Формуле-1 в качестве тест-пилота, работавший на трассе во время Гран-При. Возникал лишь вопрос в его профпригодности: в сезонах 2013 и 2014 годов результаты гонщика пошли на спад. Но в сезоне 2015 года Росси, проводящий свой третий сезон в серии GP2, показывает вполне достойные результаты. Хватит ли этого для получения места сразу боевого гонщика в Haas - не известно, но с большой долей вероятности можно сказать, что сотрудничать с командой Росси будет.
Другой вполне реальной кандидатурой для Haas F1 Team может стать Жан-Эрик Вернь. Француз проявил себя в Формуле-1 очень неплохо, на равных сражаясь с Даниэлем Риккьярдо, а в нынешнем сезоне, после увольнения из программы Red Bull, сотрудничает с Ferrari в качестве тест-пилота, что, вкупе с трехлетним опытом боевого пилота команды Формулы-1, может помочь в работе команды, тесно связанной с итальянским производителем. К тому же, по результатам завершившегося сезона Formula E очевидно, что Вернь даже на незнакомой машине может сразу поехать так быстро, как позволяет машина.
И напоследок, можно упомянуть мифический вариант развития событий, каким является приглашение в Haas F1 Team Кими Райкконена при его возможной отставке из Ferrari. Для Haas такой ход может стать отличным, пусть и дорогостоящим, способом привлечь внимание к команде-дебютанту, ведь Райкконен – самый популярный гонщик современной Формулы-1. Для самого Кими выгоды меньше: перспектива провести сезон на задворках пелотона явно не может прельщать чемпиона 2007 года. С другой стороны, Haas является настолько темной лошадкой, что подобный проект может вызвать интерес, а результаты могут оказать не столь плачевными, как это произошло с командами, дебютировавшими в Формуле-1 в 2010 году.
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, стоит еще раз отметить, что основной движущей силой переходов в Формуле-1 в преддверии 2016 года является решение Scuderia Ferrari по судьбе Кими Райкконена. Именно его отставка, или, наоборот, продление контракта, либо всколыхнет тихий омут пелотона Формулы-1, либо оставит большую его часть на уже устоявшихся местах.
1. ↑ Уже после написания и публикации данной статьи, поступил информация о том, что кузовные серии DTM и WTCC все-таки были включены в систему набора баллов для получения суперлицензии, дающей право участия в гонках Формулы-1. За победы в серии DTM начисляется 15 баллов, за второе место - 12, а за третье - 10 баллов. Для сравнения, такие же баллы начисляются за младшую серию Indycar, Indy Lights, в которой в сезоне 2015 года выступает 6 команд и 14 гонщиков на этап, а победитель, например, серии GP3 получает 30 баллов разом.
FeeLLeaN