Возможные переходы пилотов в Формуле-1 в 2015-2016 годах

Возможные переходы в Формуле-1 2015-2016


Середина сезона – традиционное время обсуждения вариантов продолжения карьеры гонщиков в Формуле-1. Давайте бросим взгляд в сторону трансферного рынка и порассуждаем, в каких командах может измениться состав гонщиков, и кто может занять вакантные места, если таковые найдутся.


Mercedes AMG Petronas Formula One Team

Пилоты #44 Great Britain | Великобритания Lewis Hamilton
#6 Germany | Германия Nico Rosberg

Со стороны команды состав пилотов не требует изменений: оба гонщика ведут борьбу за самые высокие позиции в гонках, полностью реализуя потенциал машины, серьезных конфликтов между ними в сезоне 2015 года не наблюдается, действующие контракты есть у обоих гонщиков, а оба чемпионских титула должны без проблем остаться в команде.

Со стороны гонщиков ситуация похожая: до конца сезона и развязки чемпионата даже смотреть в сторону других команд не имеет смысла, ведь более быструю и надежную машину не сумеет предоставить ни одна из них.



Scuderia Ferrari

Пилоты #5 Germany | Германия Sebastian Vettel
#7 Finland | Финляндия Kimi Raikkonen

Больше всего слухов касается как раз Ferrari, а именно места Кими Райкконена. По большому счету, именно от будущего Кими и зависит серьезная часть возможных переходов: если финн останется в Ferrari, а вернее руководство команды решит продолжить сотрудничество с Райкконеном, большинство гонщиков Формулы-1 останется в своих нынешних командах.

Поэтому мы рассмотрим вариант отставки Кими из итальянской команды. Кто может занять его место?

Основным хэдлайнером слухов является Валттери Боттас – финн очень неплохо зарекомендовал себя в 2014 году, заняв итоговое 4 место в чемпионате, он стабильный и быстрый гонщик, уже набравшийся опыта в Формуле-1.

За Боттасом следует целая плеяда гонщиков, являющихся воспитанниками молодежной программы Red Bull: возможными кандидатами уже назывались и Даниэль Риккьярдо, и Макс Ферстаппен, и Карлос Сайнц-младший. В таком ключе не стоит сбрасывать со счетов и Даниила Квята. Впрочем, подобные слухи распространяются, в основном, локальными спортивными изданиями, представляющими родные для этих гонщиков страны. Исключением является Даниэль Риккьярдо, которого хотела бы видеть в составе Ferrari итальянская пресса, чему немало способствуют итальянские корни гонщика. Безусловно, каждый из них мог бы прийти в Ferrari, и даже действующий контракт с Red Bull Racing / Scuderia Toro Rosso не стал бы серьезной помехой – весомая денежная компенсация нивелирует контрактные обязательства. Но на пути перехода одного из гонщиков Red Bull могут вырасти два обстоятельства: нежелание руководства команды и руководства компании видеть в своем составе двух гонщиков, выращенных в конкурирующей молодежной программе и Себастьян Феттель. Если немецкий гонщик Ferrari имеет хоть какое-то влияние на принятие решение о своем будущем напарнике, то он может попытаться заблокировать переход, например, Риккьярдо в Ferrari. К тому же, Кими Райкконен, по всей видимости, полностью устраивает Феттеля как напарник по команде. Тем не менее, в качестве достаточно серьезного кандидата можно рассмотреть кандидатуру Карлоса Сайнца-младшего: испанский спонсор Santander может поспособствовать переходу.

Еще одной весомой фигурой на трансферном рынке является Нико Хюлькенберг. Его безусловный талант, скорость и стабильно высокие результаты на не самых быстрых машинах уже не первый сезон порождают призывы дать Хюлькенбергу возможность попробовать себя в одной из топ-команд. Единственным серьезным аргументом против его появления в Ferrari (помимо наличия других кандидатов), является национальность гонщика. За последние 5 лет в Формуле-1 было два коллектива, собравших пару гонщиков одной национальности, но то были составы, представлявшие ту же страну, что и команда: Баттон и Хэмилтон в McLaren, а также Шумахер и Нико Росберг в Mercedes, Представить же двух немецких гонщиков в Ferrari не так просто. Тем не менее, в Скудерии могут решиться на подобный шаг, ведь Ferrari – крупный международный бренд, и на его популярности совершенно не отразится национальность пилотского состава.

Последним кого необходимо упомянуть в этом списке – Серхио Перес. Казалось бы, его уже списали со счетов, когда в пару к Ферандо Алонсо на 2014 год подписали Кими Райкконена, но о старых связях мексиканца с Ferrari забывать не стоит. Перес несколько лет являлся слушателем молодежной академии Ferrari, имеет неплохие скоростные качества и может стать отличным вторым пилотом. К тому же, с сезона 2015 года итальянская команда налаживает связи с мексиканскими компаниями, давно поддерживающими и Переса, и Эстебана Гутьерреса, нынешнего тест-пилота Ferrari.

В уже приличный список кандидатов можно было бы добавить и Жан-Эрика Верня, ставшего в 2014 году тест-пилотом команды, но в Ferrari предпочитают брать в тест-пилоты не тех гонщиков, кто может в будущем стать членом боевого состава, а тех, кто будет стабильно сидеть в запасе в ближайшие несколько лет.

В сухом остатке можно получить следующий список кандидатов на смену Кими Райкконену в Ferrari, если ему все же придется оставить место:

  • 1. Валттери Боттас;
  • 2. Нико Хюлькенберг;
  • 3. Карлос Сайнц-мл.;
  • 4. Серхио Перес;
  • 5. Даниэль Риккьярдо.
  • 6. Жан-Эрик Вернь.


Williams Martini Racing | Williams F1 Team

Пилоты #19 Brazil | Бразилия Felipe Massa
#77 Finland | Финляндия Valtteri Bottas

Прощаться с Фелипе Массой в Williams не намерены: бразильский гонщик за полтора сезона в команде доказал, что не растерял скорость и азарт борьбы и вполне способен показывать высокие результаты. В общем, его кандидатура не вызывает сомнений. А вот с Валттери Боттасом команде, возможно, придется расстаться. Причем, не по своей воле. Если рассматривать Валлтери как главного кандидата на смену Кими Райкконену в Ferrari, то нужно подобрать и толковую замену для него в Williams.

Основными кандидатами можно назвать двух гонщиков, уже имеющих общую с Williams историю отношений. Первым из них является Нико Хюлькенберг, сотрудничавший с командой в 2009 и 2010 годах. Его характеристики, описанные выше, как нельзя лучше подходят команде, борющейся за подиумы в гонках.

Вторым кандидатом нужно назвать Фелипе Насра. Бразилец в 2014 году был тест-пилотом команды и принял участие в 5 пятничных тренировках. Он талантлив, вроде бы, быстр (что не всегда проявляется в его нынешней команде Sauber из-за особенностей машины), и, для полного комплекта, пользуется поддержкой бразильских спонсоров. Проблема его перехода сродни проблемы возможной пары Феттель-Хюлькенберг в Ferrari: два бразильских гонщика в составе Williams – многовато. А значит Насра можно оставить про запас на то время, когда нужно будет заменить в составе уже Фелипе Массу.

Не самым очевидным, но наиболее близким к нынешней команде является ее тест-пилот Алекс Линн. Главными проблемами являются его неопытность и не идеальные выступления в серии GP2 сезона 2015 года. С другой стороны, появление британского гонщика в составе Williams могло бы стать приятным дополнением к нынешним результатам команды, ведь британцев за рулем Williams на старте Гран-При не было с 2000 года, со времен дебютного сезона Дженсона Баттона.

И самым запасным вариантом является приглашение резервного гонщика команды, Адриана Сутиля, за руль боевой машины. Сутиль, безусловно, опытен, но проигрывает тому же Хюлькенбергу в чистой скорости.

В итоге для Williams получается малый список из одного кандидата, коим является Нико Хюлькенберг, а также череда запасных вариантов из Насра, Линна и Сутиля. Впрочем, команда постарается сохранить боевой состав таким, каким он является уже второй сезон подряд и постарается избежать перемен.



Infiniti Red Bull Racing

Пилоты #3 Australia | Австралия Daniel Ricciardo
#26 Russia | Россия Daniil Kvyat

Scuderia Toro Rosso

Пилоты #55 Spain | Испания Carlos Sainz, Jr
#33 Netherlands | Нидерланды Max Verstappen

Нынешний состав Red Bull Racing полностью удовлетворяет запросы руководства команды: два быстрых гонщика, один из которых уже имеет опыт побед, а другой постепенно все лучше вкатывается в сезон. Менять что либо нет необходимости, и лишь аврал, вроде перехода одного из гонщиков в другую команду, может внести свои коррективы.

В молодежной команде, Scuderia Toro Rosso, абсолютно такая же ситуация: оба гонщика команды пока сыроваты для перехода в старшую, но вполне достойно смотрятся в младшей. Каждый из них уже получал долю критики в свой адрес со стороны Хельмута Марко, но удостаивался и похвалы, что – очень хороший признак для продолжения их карьеры в составе Toro Rosso.



Sahara Force India F1 Team

Пилоты #27 Germany | Германия Nico Hulkenberg
#11 Mexico | Мексика Sergio Perez

План-минимум для Force India – сохранить хотя бы одного из гонщиков нынешнего состава. И он более чем выполним. Да, Хюлькенберг может перейти в Ferrari или Williams, но тогда для Переса лучшим вариантом останется именно Force India. В противном случае, если уйдет Перес, то для Хюлькенберга также не видно ни одной лучшей перспективы, нежели остаться в команде. При этом, вариант с уходом обоих гонщиков разом (например, Хюлькенберга в Williams, а Переса в Haas F1 Team) – вариант крайне маловероятный.

В случае потери одного из бойцов, в Force India будут вынуждены искать замену, что сделать будет не так и просто: действительно серьезные игроки уже имеют места в серьезных командах, а приглашение кого-либо совсем юного – не совсем удовлетворяет нынешние амбиции команды.

В Force India могут попробовать переманить, например, Фелипе Насра из Sauber, что может и получиться в виду большей конкурентоспособности команды. Наср не только принесет спонсорский бюджет (который, так необходим частным командам вроде Force India и Sauber), но и сохранит традицию команды по приглашению действительно быстрых гонщиков вне зависимости от количества денежных средств их спонсоров.

Другим вариантом может стать приглашение одного из тест-пилотов McLaren, Кевина Магнуссена или Стоффеля Вандорна. Магнуссен в этой паре выглядит предпочтительнее, ведь он уже имеет опыт выступления в Формуле-1. Для McLaren этот вариант трудоустройства датчанина может оказаться прекрасным выходом. Данный вариант имеет два серьезных минуса: едва ли он устроит Mercedes, действующего поставщика силовых установок команды, ведь Магнуссен теперь представляет альянс непосредственных конкурентов, McLaren и Honda. Другой минус уже со стороны самой Force India: с большой долей вероятности можно сказать, что Магнуссен в команде окажется лишь на один сезон. На несколько больший срок контракта можно рассчитывать при приглашении Стоффеля Вандорна, но и с ним остается вероятность недовольства со стороны Mercedes.

Довольно реалистичным вариантом может стать тест-пилот Mercedes AMG, представляющий эту же фирму в серии DTM, Паскаль Верляйн. Путь из DTM в Формулу-1 уже знаком нам по карьере Пола ди Ресты, также выступавшему в Force India под протекторатом Mercedes. Но на пути Верляйна может встать очень серьезная проблема – система баллов, введенная с нынешнего сезона. В этой системе, призванной позволить добраться до Формулы-1 лишь только достойным кандидатам, есть пробел, на который многие сразу обратили внимание: за выступления в DTM баллы не начисляются, а значит, в теории Верляйн не может перейти в Формулу-1 ни при каких обстоятельствах. Впрочем, из любого правила есть исключения, и в FIA готовы рассмотреть подобные шаги в исключительном порядке. Особенно может помочь высокая финишная позиция Верляйна в общем зачете DTM 2015 года.

Следующим, пусть и совсем не отличным вариантом, является хорошо знакомый команде Адриан Сутиль. Его уход из команды после 2013 года не выглядел идеальным в свете экивоков гонщика в сторону Sauber, но при неимении других вариантов, его не стоит сбрасывать со счетов.

Если привести все сказанное к общему знаменателю, выходит небольшой, но достаточно интересный шорт-лист кандидатов:

  • 1. Паскаль Верляйн; 1
  • 2. Фелипе Наср;
  • 3. Кевин Магнуссен;
  • 4. Стоффель Вандорн;
  • 5. Адриан Сутиль.


Lotus F1 Team

Пилоты #8 France | Франция Romain Grosjean
#13 Venezuela | Венесуэла Pastor Maldonado

Первое, о чем нужно упомянуть при разговоре о Lotus F1 Team, это судьба самой команды. Ее нынешние владельцы серьезно настроены на продолжение выступлений в том же формате, что и сейчас, но финансовые обязательства могут сказать свое веское слово. Периодически возникают слухи о том, что владельцы ведут переговоры с потенциальными инвесторами и даже потенциальными акционерами. Но существует небольшая вероятность того, что команду может выкупить обратно компания Renault. При подобном исходе, в счет которого даже нынешний поставщик силовых установок команды, Mercedes, уже выразил готовность закрыть глаза на действующие соглашения, состав гонщиков команды – дело довольно непредсказуемое. Впрочем, и после вероятного прихода Renault, и при сохранении нынешней диспозиции, велик шанс на сохранение действующего состава гонщиков.

Кандидатура Романа Грожана является вполне подходящей для обоих вариантов. В данный момент он является лидером команды и его участие в сезоне 2016 года в составе этой же команды практически не вызывает сомнений: интерес со стороны других команд к его кандидатуре кажется призрачным, а заменить его в Lotus фактически и не кем.

Позиции Пастора Мальдонадо долгое время держались лишь за счет финансовых вливаний его спонсоров, но результаты, показанные гонщиком в последних гонках, немножко сдвинули баланс в сторону его гоночных талантов.

Вероятность смены боевого состава гонщиков в команде довольно мала, а при освобождении вакансии кандидатом на место может стать и нынешний тест-пилот команды, Джолион Палмер, и Фелипе Наср, и Маркус Эрикссон, и Уилл Стивенс, и Роберто Мери. В общем, любой из тех, кто уже имеет мало-мальский опыт в управлении машиной Формулы-1. Рассматривать гонщиков, выступающих в 2015 году в «младших» гоночных сериях, по всей видимости, даже не стоит.



Sauber F1 Team | Sauber Motorsport AG

Пилоты #9 Sweden | Швеция Marcus Ericsson
#12 Brazil | Бразилия Felipe Nasr

Еще одна команда с темным будущим. Для Sauber крайне важно сохранить в составе Фелипе Насра, ведь найти ему на замену действительно стоящего кандидата, к тому же обладающего сходной спонсорской поддержкой, будет затруднительно. Со стороны самой команды вопросы могут возникнуть только в кандидатуре Маркуса Эрикссона. Менять обоих гонщиков разом в команде едва ли решатся даже в случае перехода Фелипе Насра в другую команду, поэтому рассмотрим возможность появления в команде лишь одной вакансии.

В случае вынужденной замены боевого гонщика, первым кандидатом на место в команду может стать Раффаэле Марчелло, тест-пилот команды, обладающий поддержкой Ferrari. Впрочем, его не слишком стабильные выступления в GP2 Series 2015 года пока не дают ему никаких гарантий на возможное место в кокпите машины Формулы-1.

С другими кандидатами еще сложнее: сменить Marussia на Sauber могли бы Уилл Стивенс, и Роберто Мери, но возникает вопрос в целесообразности подобного перехода для самой команды. Кандидатуры Стоффеля Вандорна или Кевина Магнуссена могут не понравится Ferrari (смотри пункт про Force India). Оставшийся выбор не особо широк: лишь в конце сезона можно будет сказать, кто из возможных дебютантов набрал достаточно баллов для выступления в Формуле-1. В этот список могут войти несколько человек, занимающие на середину сезона лидирующие места в гоночных сериях, наиболее часто делегирующих своих новичков в Формулу-1: Оливер Роланд и Маттьё Ваксивьер из Formula Renault 3.5 Series, да Рио Харьянто из GP2 Series.

Более-менее приемлемым кандидатом может стать Фабио Ляймер, швейцарский гонщик, выигравший в 2013 году серию GP2. В таком случае Ляймер стал бы первым швейцарским гонщиком на месте боевого пилота швейцарской команды Sauber. Проблема в том, что для команды важна финансовая сторона вопроса, а с этим у Ляймера могут возникнуть проблемы.



McLaren Honda

Пилоты #14 Spain | Испания Fernando Alonso
#22 Great Britain | Великобритания Jenson Button

Оба гонщика McLaren имеют действующие контракты и, несмотря на периодическое возникновение слухов об отставке одного из них, контракты подтверждены командой, а значит, перемен ждать не стоит. В случае же непредвиденных обстоятельств, за спинами чемпионов мира своего шанса ждет Кевин Магнуссен, который и является единственным возможным кандидатом на замену любого из боевых гонщиков команды.



Manor Marussia F1 Team

Пилоты #28 Great Britain | Великобритания Will Stevens
#98 Spain | Испания Roberto Merhi

Команда, удивившая многих тем, что сумела выйти на старт сезона 2015 года, постарается остаться в строю и в 2016 году. Вроде бы, и спонсоры найдены, и штат работников более-менее собран.

Команда, за недолгие 6 лет существования установила традицию менять гонщиков почти каждый сезон, поэтому в вариант, при котором в ее составе останутся оба нынешних боевых гонщика, верится слабо. Проблема в прогнозировании будущего состава Manor состоит в том, что в ней может оказаться практически любой гонщик, имеющий спонсорский пакет и неплохо выступавший в последние пару сезонов в младших сериях или Формуле-1, но не имеющий возможности попасть в более крупную команду.

Из кандидатов можно создать довольно занятный список, в который войдут все гонщики, хоть отдаленно имеющие шанс попасть в Формулу-1 в сезоне 2016 года.

Первыми, конечно, необходимо назвать действующих гонщиков Manor Marussia F1 Team, Уилла Стивенса и Роберто Мери. При неимении лучших вариантов, они оба попытаются остаться в рядах аутсайдера чемпионата, чтобы находиться как можно ближе к возможным вакансиям в более сильных командах.

Сразу за ними мелькают кандидатуры Фабио Ляймера и Джордана Кинга, имеющих действующие контракты тест-пилотов команды. Но с Ляймером может возникнуть финансовый вопрос, а с Кингом, напротив, спортивный. Джордан Кинг, чей отец приложил руку в возрождению команды в сезоне 2015 года, выступает в серии GP2, но даже близко пока не подобрался к результатам, хоть сколько-нибудь позволяющим ему пройти ценз балльной системы, позволяющей выступать в Формуле-1.

На третьей по очередности ступени находятся все те же кандидаты, что были упомянуты среди кандидатов на место в Sauber: Оливер Роланд, Маттьё Ваксивьер и Рио Харьянто. Сюда же можно попробовать дописать Сергея Сироткина, восстановление сотрудничества которого с Sauber едва ли возможно, а вот пути в Manor для него могут оказаться открытыми.

Из гонщиков, уже имеющих опыт выступления в Формуле-1 в предыдущие годы, сложно назвать хоть кого-нибудь заинтересованного в месте в Manor, поэтому в конце списка можно поставить тест-пилотов разных команд текущего сезона Формулы-1. В таком случае в список попадут Джолион Палмер, Алекс Линн, а также Кевин Магнуссен и Стоффель Вандорн. Причем, Магнуссен уже назывался в числе кандидатов на место в Manor Maruusia на сезон 2015, так что его кандидатура не является лишней на замену, например, Роберто Мери, даже по ходу текущего сезона.


Haas F1 Team

Haas F1 Team

Как новая команда, Haas F1 Team, безусловно, вызывает много слухов, хотя пока и не является активным игроком трансферного рынка.

Первыми, и наиболее очевидными кандидатами на места боевых гонщиков команды являются два представителя Северной Америки: мексиканец Эстебан Гутьеррес и американец Александр Росси. Гутьеррес с 2010 года сотрудничал с Sauber, использующей двигатели Ferrari, а в нынешнем сезоне является третьим пилотом уже заводской команды, Scuderia Ferrari, что делает его наиболее перспективным кандидатом для северо-американской команды, планирующей использовать большое количество компонентов производства Ferrari.

Кандидатура же Александра Росси называлась с первого же момента, после объявления о будущем дебюте в Формуле-1 команды из США. В этом есть большая доля логики: Росси – американский гонщик, не первый сезон выступающий в гонках европейского типа, уже имеющий опыт работы в Формуле-1 в качестве тест-пилота, работавший на трассе во время Гран-При. Возникал лишь вопрос в его профпригодности: в сезонах 2013 и 2014 годов результаты гонщика пошли на спад. Но в сезоне 2015 года Росси, проводящий свой третий сезон в серии GP2, показывает вполне достойные результаты. Хватит ли этого для получения места сразу боевого гонщика в Haas - не известно, но с большой долей вероятности можно сказать, что сотрудничать с командой Росси будет.

Другой вполне реальной кандидатурой для Haas F1 Team может стать Жан-Эрик Вернь. Француз проявил себя в Формуле-1 очень неплохо, на равных сражаясь с Даниэлем Риккьярдо, а в нынешнем сезоне, после увольнения из программы Red Bull, сотрудничает с Ferrari в качестве тест-пилота, что, вкупе с трехлетним опытом боевого пилота команды Формулы-1, может помочь в работе команды, тесно связанной с итальянским производителем. К тому же, по результатам завершившегося сезона Formula E очевидно, что Вернь даже на незнакомой машине может сразу поехать так быстро, как позволяет машина.

И напоследок, можно упомянуть мифический вариант развития событий, каким является приглашение в Haas F1 Team Кими Райкконена при его возможной отставке из Ferrari. Для Haas такой ход может стать отличным, пусть и дорогостоящим, способом привлечь внимание к команде-дебютанту, ведь Райкконен – самый популярный гонщик современной Формулы-1. Для самого Кими выгоды меньше: перспектива провести сезон на задворках пелотона явно не может прельщать чемпиона 2007 года. С другой стороны, Haas является настолько темной лошадкой, что подобный проект может вызвать интерес, а результаты могут оказать не столь плачевными, как это произошло с командами, дебютировавшими в Формуле-1 в 2010 году.


Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, стоит еще раз отметить, что основной движущей силой переходов в Формуле-1 в преддверии 2016 года является решение Scuderia Ferrari по судьбе Кими Райкконена. Именно его отставка, или, наоборот, продление контракта, либо всколыхнет тихий омут пелотона Формулы-1, либо оставит большую его часть на уже устоявшихся местах.


1. Уже после написания и публикации данной статьи, поступил информация о том, что кузовные серии DTM и WTCC все-таки были включены в систему набора баллов для получения суперлицензии, дающей право участия в гонках Формулы-1. За победы в серии DTM начисляется 15 баллов, за второе место - 12, а за третье - 10 баллов. Для сравнения, такие же баллы начисляются за младшую серию Indycar, Indy Lights, в которой в сезоне 2015 года выступает 6 команд и 14 гонщиков на этап, а победитель, например, серии GP3 получает 30 баллов разом.


FeeLLeaN