Rushing for Rush


Rush | Гонка (2013)


Нечасто снимают художественные фильмы о профессиональном автоспорте. Еще реже из затей снять кино об автогонках выходит что-нибудь дельное. Когда на рубеже 60-70-х гг. вышли такие киноленты как «Grand Prix» Джона Франкенхаймера и «Le Mans» Ли Катцина планка кино про автогонщиков была поднята невероятно высоко и последующие фильмы не могли выдержать сравнения с картинами, ставшими классикой уже в момент появления. Последний памятный случай, когда в Голливуде вознамерились снимать кино о Формуле 1, произошел в середине 90-х. Тогда Сильвестр Сталлоне приехал в Европу с твердым намерением снять о Формуле 1 кино. Он ездил на различные этапы, обсуждал свои планы с Берни Экклстоуном, но и руководство чемпионата не спешило давать добро, и команды не собирались делиться секретами своей работы, в результате чего разобиженный на «чопорных» европейцев Сталлоне уехал обратно за океан снимать кино уже о серии ChampCar. Когда этот кинематографический «шедевр» увидел свет, многие поклонники Ф1 вздохнули с облегчением: спасибо, что Сталлоне снял фильм про американские гонки. Фильм был уничтожен критиками и зрителями и за ним закрепился ярлык худшего фильма об автоспорте. После этого провала желание у режиссеров снимать кино об автоспорте резко поубавилось, а кинематограф захлестнула волна закиси азота, неоновых лампочек и силиконовых блондинок.

Когда в 2011-м году стало известно, что маститый голливудский режиссер Рон Ховард, снявший оскароносные «Игры разума» и «Аполлон-13», решил экранизировать борьбу за чемпионский титул 1976 года между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом, многие лишь кисло усмехнулись. Но Ховарду удалось заручиться поддержкой Берни Экклстоуна и ряда других обитателей паддока. Фильм снимали два года, и по мере съемок появлялись отдельные кадры, тизеры, трейлеры. Становилось понятно, что Ховард ответственно подошел к делу и не намерен снимать халтуру. И все-таки оставались опасения…

Rush | Гонка (2013)

Поэтому, когда у меня появилась возможность побывать на предпремьерном показе (в России, разумеется) 8 октября в кинотеатре «Октябрь», я ухватился за нее обеими руками. Увидеть своими глазами фильм, уже успевший выйти в прокат в ряде стран и тепло встреченным критиками, разобраться, такой ли хорошей получилась эта кинолента на самом деле (на мой субъективный взгляд), или, может, кинокритики мало смыслят в Формуле 1? В отечественный прокат фильм выходит под названием «Гонка», что не является точным смысловым переводом английского слова «rush», обладающего множеством оттенков и значений. В то же время и автору этих строк не удалось выразить одним словом суть этого фильма. Посему, пусть будет так. Во всяком случае, зрителю, далекому от автоспорта, сразу будет понятна тематика фильма.

С первых кадров картины становится понятно насколько скрупулезно подошел режиссер к воссозданию атмосферы 70-х годов прошлого столетия. Зритель мгновенно переносится на четыре десятилетия назад во времени и становится непосредственным свидетелем повествуемых событий. Не стану пересказывать содержание фильма, чтобы сохранить интригу для тех, кто только собирается смотреть этот фильм (а посмотреть его стоит), тем более что перипетии сезона того года многим известны. Поэтому расскажу о своих впечатлениях.

Во-первых, это, конечно же, автомобили. Режиссерской команде удалось найти достаточное количество аутентичной гоночной техники того времени, включая Ferrari 312T2, McLaren M23D, Lotus 77, Hesketh 308 и легендарный шестиколесный Tyrell P34, а также и аутентичных дорожных машин, на которых герои фильма передвигаются вне трассы. Все гоночные машины щеголяют именно той рекламой, что они несли в 76-м. Наверняка борцы с курением и рекламой табака хватаются за голову при просмотре этого фильма, когда то и дело в кадре мелькают то один, то другой табачный бренд, а ряд персонажей регулярно курит. Во-вторых, не оставляет равнодушным звуковое сопровождение. Саундтрек был написан Хансом Циммером и дополнен популярными в Европе в первой половине 70х композициями таких рок исполнителей, как например Slade, Thin Lizzy и Дэвид Боуи. Ну а про зрелищность и яркость видеоряда и говорить не приходится. Голливуд все-таки. Все эти факторы воедино позволяют настолько глубоко погрузиться в происходящее на экране, что напрочь забываешь то, что сидишь в кинотеатре, а на дворе XXI век.

Rush | Гонка (2013)

Насколько похожими на своих прототипов были актеры, сыгравшие главные и второстепенные роли каждый решит для себя сам, но с первого взгляда узнаешь и Клея Регаццони, и лорда Хескета, Энцо Феррари, Тедди Майера, Харви Постлтуэйта и многих других. Актеры хорошо воплотили образы своих героев, хотя осталось ощущение, что образ Ханта был передан несколько схематично. Увы, мнения самого Ханта уже не узнать, он умер от сердечного приступа 20 лет назад. Особенно понравилась игра актера Даниэля Брюля, выглядевшего очень убедительно.

Не обошлось и без небольших ляпов: в кадре промелькнет несколько раз логотип FIA, а брифинг пилотов сильно напоминает оные времен рубежа 80-90-х, с участием Сенны и Балестра (с них и черпали вдохновение авторы фильма?). Экранный Лауда обладает недюжинными познаниями в инженерном деле: механике и материаловедении, заставляя краснеть инженеров и механиков, что вряд ли согласуется с истиной, т.к. времена гонщиков-конструкторов к тому моменту безвозвратно прошли по многим причинам.

Для развития в фильме противостояния Ханта и Лауды Ховарду пришлось немного пойти на компромисс с действительностью. Так, в фильме конфликт между героями разгорелся еще на подступах к Ф1, хотя в действительности они были приятелями и жили по соседству. Кроме того, Лауда сразу оказался в BRM, минуя March. Да и вряд ли коллеги изначально воспринимали Ники за рента-драйвера, несмотря на то, что ему и правда поначалу приходилось оплачивать выступления из своего кармана и брать кредит.

Тем не менее, подобные неточности вполне простительны для художественного фильма, главной целью которого было показать спорт изнутри, показать то, что видят, думают и переживают гонщики, когда выходят на трассу, или возвращаются с нее, то, какими разными они могут быть по характеру, но как при этом страсть к скорости и соревнованиям объединяет их. В конце концов, ведь это фильм, а не анимированная автоспортивная энциклопедия. Режиссеру удалось соблюсти баланс между правдой и вымыслом, создать зрелищный и захватывающий фильм о гонках и гонщиках, подчеркивая в них человеческую сторону через переживания героев. А небольшое послесловие из уст Ники под архивные кадры ставит красивую точку в повествовании фильма.

Rush | Гонка (2013)

Пока рано говорить, достоин ли фильм Rush встать в один ряд с Grand Prix или Le Mans, да и очень сложно сравнивать фильмы, разделенные столь значительным временным интервалом. Рону Ховарду удался достойный фильм и лучше всего посмотреть и пересмотреть каждый из них. А еще, благодаря выходу фильма Rush появляется возможность приобщить своих друзей и знакомых к миру высоких скоростей. После просмотра фильма они наверняка захотят составить вам компанию по просмотру следующего Гран-При.


Hevari