Итоги сезона 2016 года: Haas F1 Team
В преддверии начала чемпионата Формулы-1 2017 года мы решили вспомнить, что же происходило в сезоне 2016 года и подвести итоги в новом для нас формате - видео.
Команда Хаас привлекала к себе повышенное внимание еще до старта сезона. В последние 20 лет команда-дебютант в Формуле-1 – редкость, а тем более, дебютант, начинающий полностью с нуля. Таких команд не было уже 5 лет, с сезона 2010 года, когда по специальному тендеру FIA дебютировали сразу три команды: Lotus (она же Caterham), Hispania Racing Team и Virgin (она же Marussia, она же Manor). Также Haas – американская команда, а американской команды не было в чемпионате с 1986 года, когда выступала Team Haas, кстати, не имеющая отношения к этой команде Haas. Вот такой вот парадокс преемственности.
Несмотря на внешний дебют с нуля, в Хаас воспользовались помощью со стороны. У Феррари команда закупает не только силовую установку, состоящую из двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя и систем рекуперации энергии, и коробку передач, как это делают Заубер и Торо Россо. Первая машина команды Хаас – это наполовину клиентское шасси, в котором собраны все уже имеющиеся наработки технологических партнеров команды, и сделан достаточный минимум самостоятельной работы, чтобы считаться новым конструктором. Ведь каждая нынешняя команда обязана им быть.
Основатель команды – Джин Хаас. Американец, имеющий большой опыт как в бизнесе и производстве – он основатель компании Haas Automation, являющейся одним из крупнейших производителей станков в мире, так и в гонках – он совладелец команды Stewart-Haas в американской серии NASCAR.
Во главе же команды встал Гюнтер Штайнер, человек небезызвестный в Формуле-1. Он работал в Jaguar Racing и Red Bull Racing, а также имеет опыт работы в Мировом Раллийном чемпионате и НАСКАР.
Команда получила подтверждение своего запроса на выступления в Формуле-1 еще в первой половине 2014 года, но руководство решило не проводить дебют в скором темпе, в следующем же сезоне, а отложить его до 2016 года, чтобы лучше подготовиться.
Первое шасси команды, Haas VF-16, названо в честь первого станка компании Haas Automation, удачно имеющего индекс, подходящий и под год дебюта команды – 2016-ый. Для разработки шасси, а также полноценной интеграции закупаемых у Феррари компонентов, в США, на базу Хаас был отправлена группа инженеров итальянской команды.
Имена будущих гонщиков команды долго не были известны. Циркулировало множество слухов, в том числе о том, что в команду пригласят американского гонщика. Проблема была только в том, что таких в Формуле-1 не было со времен не особо удачных выступлений Скотта Спида в 2006-2007 годах. Но на примете у всех был Александр Росси, американский гонщик, практически всю карьеру проведший в европейских гонках, имевший за плечами 4 пятничных тренировки в составе Caterham и одну - в составе Marussia. Для того, чтобы привлечь к себе больше внимания, Росси смог заполучить место в Manor Marussia в 2015-ом году и провел 5 полноценных Гран-При. Тем не менее, это не помогло ему оказаться в команде Haas.
Место первого пилота занял Роман Грожан. Французскому гонщику надоело выступать за команду Лотус, тем более, что ее результаты постепенно снижались. А команда Хаас выглядела не только способом перезагрузить карьеру, но и подобраться поближе к месту в Феррари, о котором Грожан вполне открыто мечтает.
Вторым гонщиком довольно логично стал мексиканец Эстебан Гутьеррес. 2015 год он провел в качестве тест-пилота Феррари, плотно работая на симуляторе команды и изучая работу основных компонентов их машины, которые, собственно, и установлены на шасси Хаас.
Предсезонные тесты для команды Haas F1 Team сложились довольно не однозначно. Как и полагается команде-дебютанту, они собрали большое количество проблем, преследовавших и далее по ходу сезона. Из них можно выделить две самые серьезные: непрочность конструкции переднего антикрыла и проблемы с тормозами. Первая из проблем проявилась уже на 13-ом круге тестов, когда Haas VF-16 под управлением Романа Грожана потеряла крыло на скорости, выше 300 км/ч.
Другой сложностью команды-дебютанта стало налаживание связей внутри команды. Подход с использованием большого числа закупаемых на стороне компонентов дает серьезный минус в работе в виде слишком длинной цепочки между механиками и инженерами, работающими с машиной, и сторонними поставщиками. В итоге, на тестах была пройдена наименьшая дистанция, среди всех команд – 2200 километров.
В Австралию, на первый Гран-При сезона, команда приехала без особых иллюзий по поводу своего положения. В условиях малого количества тестов первые несколько Гран-При сезона становились для них просто полномасштабной проверкой работы всех систем и машины, и команды в целом.
В квалификации гонщики команды заняли 19 и 20 места, ожидаемо не оказав сопротивления более опытным командам, кроме Манор. В гонке же дела пошли на лад: в первую волну пит-стопов Грожан постепенно начал прорываться наверх, а на 18-ом круге, когда гонка была прервана из-за вылета Фернандо Алонсо, француз оказался на 9 месте. В дальнейшем, сход Кими Райкконена, да хорошая работа Грожана с шинами позволили не только остаться в очковой зоне к финишу гонки, но и подняться на 6 место! Невероятный результат для команды-дебютанта, 8 очков в первой же гонке.
Тем не менее, руководству команды было очевидно, что всё просто сложилось удачно, машина пока не позволяет стабильно бороться в очковой зоне. Но это нисколько не помешало порадоваться результату.
В Бахрейн, на второй этап сезона, команда приехала в чуть более приподнятом настроении, нежели в Австралию, пусть и не ожидая повторения результата. Уже в квалификации всех ждал сюрприз: оба гонщика достаточно уверенно вышли во вторую часть квалификации, а Роман Грожан и вовсе занял 9 место на старте – стал лучшим из тех, кто не прошел в финал квалификации, второй и последний раз проводившейся по новому регламенту.
Из-за нескольких аварий на старте, которых Грожану удалось избежать, второй круг гонки он начал на 6 месте. Нужно отметить, что по скорости прохождения кругов он не оказался там лишним. А во время первой и второй волны пит-стопов он поднимался аж до 4 места. В итоге же, на финише гонки Роман Грожан занял 5 место – еще на одну позицию выше, чем в Австралии! Еще 10 очков в копилку Хаас, 5 место в Кубке Конструкторов после 2 Гран-При – отличное начало.
В Китае заработать очков не удалось, но в Гран-При России всё тот же Грожан принес команде еще 4 очка за 8 место на финише.
По мере продвижения сезона, результаты Хаас стали падать: по всей видимости, команде не удалось также удачно развивать машину как конкурентам, плюс стали проявляться так называемые «детские болезни» машины. Впрочем, результаты некоторых Гран-При вполне можно списать на невезение. Особенно это касается Эстебана Гутьерреса, который 5 раз по ходу сезона финишировал на 11 месте, но ни разу не смог пробиться в очковую зону. Роман Грожан же заработал еще 6 очков в Гран-При Австрии, заняв 7 место, и еще одно очко принес команде в ее первом домашнем Гран-При США.
Когда настало время выбирать гонщиков на сезон 2017 года, вопросов по кандидатуре Романа Грожана не возникло. Тем более, что гонщик и сам никуда не стремился: место в заветной Феррари было занято, другие варианты рассматривать было бессмысленно.
А вот с местом второго пилота команды возник серьезный вопрос: Эстебан Гутьеррес, возможно, и неплохо изучил технологии Феррари, будучи тест-пилотом в 2015 году, но его результаты на трассе не доказали способность стабильно показывать высокий результат. В это же время на рынке пилотов оказался Кевин Магнуссен, имеющий довольно неплохой послужной список гонщик, оказавшийся не особо нужным в Рено. Он то и стал напарником Грожана на сезон 2017 года.
Дебютный для Haas F1 Team сезон можно признать успешным. А если взглянуть на результаты дебютантов 2010 года, Lotus-Caterham, HRT и Virgin-Marussia-Manor, то и вовсе – превосходным. На мой взгляд, подобным дебютом в последний раз могла бы похвастаться заводская команда Toyota в 2002 году. Тогда они заработали 2 очка, но 2002 год был последним сезоном, когда очки начислялись лишь первой шестерке финишировавших. Дважды за сезон Мика Сало финишировал на 6 месте, в том числе, и в дебютном для команды Гран-При Австралии. Т.е. и Toyota тогда, и Хаас в 2016 году заняли одинаковое место в дебютном Гран-При. По нынешней системе начисления очков, в 2002 году Toyota набрала бы 40 очков за 17 Гран-При. У Haas оказалось 29 очков за 21 Гран-При. Несколько меньше. Но, если сравнивать бюджеты этих команд, то Haas может оказаться и впереди.
FeeLLeaN