Итоги сезона 2012: Caterham F1 Team

Итоги сезона 2012: Caterham F1 Team

Краткие сведения о команде в сезоне-2012
Пилоты #20 Finland | Финляндия Heikki Kovalainen
#21 Russia | Россия Vitaly Petrov
Машина Caterham CT01
Двигатель Renault RS27 2.4 V8
Руководитель команды Tony Fernandes [Тони Фернандес]
Cyril Abiteboul [Сирил Абитебул]
Исполнительный директор Riad Asmat [Риад Асмат]
Технический директор Mark Smith [Марк Смит]
Главный конструктор Mike Gascoyne [Майк Гаскойн]
Спортивный директор Steve Nielsen [Стив Нильсен]
Руководитель производства John Iley [Джон Илей]
Тест-пилоты Netherlands | Нидерланды Giedo van der Garde
USA | США Alexander Rossi
Venezuela | Венесуэла Rodolfo Gonzalez
База Hingham, Norfolk, United Kingdom [Хингэм, Норфолк, Великобритания]
Leafield, Oxfordshire, United Kingdom [Лэфилд, Оксфордшир, Великобритания]
Профайл команды Caterham F1 Team

Цифры в сезоне-2012
Место в Кубке Конструкторов 10
Места пилотов в чемпионате мира 22 место - Heikki Kovalainen
19 место - Vitaly Petrov
Гран-При / Старты 20 / 20
Лучший результат в квалификации в сезоне 16-е место в:
Гран-При Бахрейна
Гран-При Европы
Лучший результат в Гран-При 11-е место в Гран-При Бразилии
Быстрейшие круги 0
Очки 0

Команда

Третий год подряд команда, ныне зовущаяся Caterham F1 Team, а ранее – Lotus, завоевывает 10 место в Кубке Конструкторов. И если в 2010 и 2011 годах все было довольно очевидно, то в 2012 году пришлось забирать это место с боем. Причем, еще в середине сезона казалось, что никаких проблем не будет: соперники откровенно не дотягивались до результатов Caterham, Хейкки занял 13 место в Монако, а затем и Виталий поддержал начинание, заняв аналогичное место на Гран-При Европы в Валенсии. Но затем случилось нежданное: мало того, что темпы модернизации в Caterham не выдержали, так еще и Marussia нарастила скорость, и Тимо Глок занял 12 место на Гран-При Сингапура. До последнего казалось, что в Caterham царят небольшая паника и, в большей степени, недоумение от случившегося, ведь не было видно, за счет чего в оставшихся гонках можно прыгнуть выше 13 места. Но помог случай и грамотная тактика в нужный момент. В итоговом для сезона Гран-При Бразилии, погодные условия и множество гоночных инцидентов на трассе помогли Виталию Петрову держаться на достаточно высоких позициях, а под конец гонки окончательно утвердиться на желаемом 12 месте, а после схода Пола ди Ресты и вовсе, утвердиться в шаге от очковой зоны. Это 11 место в гонке и позволило команде занять 10 место в Кубке Конструкторов, подтвердив статус самой сильной из команд, которые до сих пор принято снисходительно называть «дебютантами», хотя в другие времена их давно бы окрестили «аутсайдерами».

Оценивая сезон, сложно поставить Caterham F1 Team какую-либо положительную или отрицательную оценку, ведь плохие темпы модернизации машины по ходу сезона и плотная борьба с Marussia на финише сезона не являются следствием плохой работы команды, а работы на перспективу. Смена базы на более удобную, большую и, главное, расположенную там, где больше ресурсов, как технических, так и трудовых, для построения серьезной команды Формулы-1 стала главной вехой для команды в прошедшем сезоне 2012 года. Также сменилось и руководство: вместо владельца, Тони Фернандеса, во главе команды встал Сирил Абитебул, человек намного больше понимающий в процессах, лежащих в основе Формулы-1, как спорта, а не как бизнеса.

№20 – Хейкки Ковалайнен

22 место в чемпионате

Странный сезон для Хейкки Ковалайнена. С одной стороны, он традиционно был хорош в квалификациях, что говорит о его скорости, но в гонках все было не столь радужно. При этом, нужно не забывать, что в первых половинах 2010 и 2011 годов все было также, но доведя болид до ума, финн начинал показывать практически чудеса в концовки обоих сезонов. Но этого не случилось в сезоне 2012. Наоборот, стало очевидно, что в этот раз напарник адаптировался к машине лучше, чем Хейкки, и постепенно смещает акценты в свою сторону. Из-за чего так произошло? Пожалуй, недостаток мотивации может все объяснить: когда Ковалайнен подписывал контракт с Caterham, он не очень-то рассчитывал, что скорости не будет хватать даже для того, чтобы набрать пару очков в течение трех полных сезонов. Ладно, год или, в крайнем случае, два, но три, а в перспективе все четыре – уже перебор. Не зря его менеджмент усиленно говорил о том, что Хейкки стремится занять место в более сильной команде, хотя в первый год сотрудничества с, тогда еще, Lotus, отношения были радужными, вплоть до братания и выражения взаимных симпатий.

№21 – Виталий Петров

19 место в чемпионате

Начало сезона для Виталия Петрова выдалось сложным, к чему, впрочем, россиянину не привыкать. Новая команда, машина не позволяющая набирать очки, контракт, подписанный под самое начало чемпионата, уже после первой части межсезонных тестов – все это не способствовало быстрой адаптации. Но у Виталия уже имелся опыт Формулы-1, более того, опыт команды, крупнее Caterham, что позволяло ему пытаться выстраивать процесс работы с инженерами, механиками и с машиной так, как это было привычно ему, а не тем людям, с которыми он пришел работать. Поэтому адаптация прошла быстрее, нежели в Renault: уже к середине сезона результаты пошли вверх, пилотирование стало более уверенным. Это также видно по квалификациям: возможно Хейкки Ковалайнен и послабее Роберта Кубицы в этом компоненте, но Ярно Трулли, опытного мастера квалификации он в предыдущие сезоны опережал стабильно, чего не случилось с Виталием Петровым. Пусть итоговый счет и остался за Хейкки с большим отрывом, но прогресс – налицо.

В гонках же, Виталий с самого начала навязал Хейкки борьбу и в гонках 10 финишировал лучше напарника при 7 победах от Хейкки (при обоюдных финишах в гонках). А если учесть, что в Великобритании, Виталий и вовсе не смог стартовать из-за отказа двигателя на формирующем круге, а в Бразилии завоевал лучшее для всех трех «дебютантов» за три года место на финише, то получаем картину, при которой Петров действительно был сильнее напарника.

Перспективы

Помимо новой базы для команды и смены руководящего состава, нельзя не вспомнить про продолжающееся сотрудничество с Red Bull, чьими техническими компонентами команда пользуется, и Williams, в чьей аэродинамической трубе работает, что должно бы привнести определенную прибавку в скорости. Кстати, именно над ней и нужно Caterham поработать в первую очередь, ведь с надежностью, как показал сезон 2012 года, все обстоит очень даже неплохо.

Немаловажным фактором является также то, что команда подписала контракт боевого пилота с Шарлем Пиком, который очень неплохо зарекомендовал себя в дебютном для него 2012 году. При этом, новый руководитель, Сирил Абитебул, говорит о том, что ему важна стабильность состава команды на ближайшие два-три года, а значит, что выбирая на вакантное место еще одного пилота, они ищут не только способного принести спонсорский пакет, не только того, кто будет быстрым на трассе, но и того, кто ощутимо сможет помочь с доводкой машин 2013 года, построенных по новому регламенту.

Но главным вопросом так и остается, сможет ли Caterham F1 Team заработать первые очки в грядущем сезоне? С подтекстом, заработают ли они их быстрее, нежели основные конкуренты из Marussia? Вообще, все для этого у команды есть. А сохранение действующего регламента может оказаться в данном контексте палкой о двух концах: машину, наверняка, улучшить удастся, но отыграть нынешнее отставание на трассе, пожалуй, получится лишь при наличии технических ошибок от конкурентов.


FeeLLeaN