Итоги сезона 2011: Team Lotus
Второй год подряд команда Тони Фернандеса занимает 10-е место. И в этом случае можно говорить только о положительных моментах: все-таки на примере команд, дебютировавших с нуля в 2010-м году, мы в который раз убедились, что в Формуле-1 настолько высокий уровень, что так просто в нее не впишешься. Другое дело, что, в отличие, от Marussia и HRT, Team Lotus, а с 2012 года Caterham F1 Team, гораздо ближе к "старожилам" Формулы-1, к средней группе пелотона. Не раз в сезоне, особенно во второй его половине, мы могли наблюдать зеленый болид команды в районе 14-15 места по ходу гонки, в окружении тех же Sauber, Williams, Toro Rosso… И пусть задача приблизиться к очковой зоне на расстояние протянутой руки оказалась не выполнена, но всем очевидно, что команда движется в верном направлении.
Пилоты
Ярно Трулли занял формально более высокое место в чемпионате, нежели Хейкки Ковалайнен, при этом, нельзя не отметить, что именно финну удалось найти общий язык с машиной, и именно он чаще мог навязывать борьбу соперникам других команд. Весь сезон мы слышали, что у Ярно проблемы с адаптацией к рулевому управлению, той же причиной объяснялась замена итальянца на Гран-При Германии Каруном Чандхоком, а в итоге, после замены системы на новую, фактически, ничего не поменялось.
А Хейкки Ковалайнен, в то же время, потратил полсезона на доработку машины, ее обкатку, а после, во второй половине сезона, смог ощутимо прибавить. Не зря многие эксперты называют его имя в числе лучших гонщиков Формулы-1 по итогам прошедшего сезона.
Команда
Как уже говорилось, задачу на сезон (вплотную приблизиться к очковой зоне) команде выполнить не удалось. В 2011 году зеленые болиды выступали, как бы, в промежуточной лиге между середняками чемпионата и аутсайдерами-новичками.
Технический штаб команды состоит из вполне опытных специалистов, Майк Гаскойн (главный конструктор) – человек с репутацией и способностью создавать машины, зарабатывающие очки и подиумы… Так чего же не хватило? Пожалуй, не достает им гармонично работающих друг с другом компонентов (часть поставщиков уже сменилась, по сравнению с первым годом существования), да опыта, как единой команды. Впрочем, такой путь проходили когда-то все команды, и никакой трагедии в этом нет.
Но основные для команды события минувшего сезона проходили не на трассе, а за кулисами Больших Призов: споры о имени Lotus, начавшиеся еще осенью 2010 года не утихали, по судам гуляли встречные иски, а две команды со словом Lotus в пелотоне создавали дискомфорт и для работников команд, и для многих болельщиков. Все разрешилось достаточно банальным, но не без выдумки способом: более маленькая и, она же, более слабая, на данный момент, команда уступила, сменила имя и будет называться Caterham F1 Team. А выдумка в том, что Caterham – небольшой британский производитель недорогих спортивных автомобилей, чья основная продукция – продолжение и реинкарнация очень успешного в далекие времена автомобиля Lotus Seven (1957-1972), который аж с 1972 года служит основным продуктом производственных мощностей Caterham. Причем, у Тони Фернандеса большие планы насчет компании: его желание выпускать недорогие спортивные автомобили, помимо известного Seven, никуда не делись, и он собирается постепенно воплощать этот проект в жизнь. Впрочем, последняя часть может и никак не отразиться на команде в будущем. А может и развалить ее из-за финансовых затрат, требуемых под столь масштабный проект.
Перспективы
Более всего в пользу Caterham говорит ее сотрудничество с чемпионской Red Bull Racing: команда не только первой из новичков ушла от Cosworth к Renault в деле закупки двигателей, но и приобретает у RBR трансмиссии, а с 2012 года – еще и систему KERS. С последней, правда, придется еще помучаться в начале сезона, но затем она, вкупе со всеми остальными элементами новой машины может дать значительную прибавку в скорости, даже, почему бы и нет, подтянуть команду к очковой зоне, как они и хотят.
Также в команде, безусловно, задумываются о будущем, о сезоне 2013 года, например, ведь тот же Ярно Трулли, к сожалению, не молодеет, и нужно подбирать ему замену. В прошедшем сезоне во время пятничных тренировок команда попробовала и уже имеющего опыт Гран-При Каруна Чандхока, и Луиса Разию, и Давиде Вальсекки, но никого из них, по всей видимости, руководство не видит в роли боевого пилота команды. А тот же Карун, пытаясь иметь гоночную практику в сезоне, вынужден на год отступиться от попыток вернуться в боевые пилоты Гран-При и перейти в гонки на выносливость. Молодежь же продолжит выступать в GP2, да будет пытаться доказать свою необходимость.