Итоги сезона 2011: Lotus Renault GP
Свой последний официальный сезон команда Renault, пусть уже в статусе частной команды, провела наиболее неровно, наиболее противоречиво из всех команд Формулы-1 в сезоне 2011 года. Да, начался год с подиумов: в первой и второй гонках сезона по третьему месту, когда все стартовые расклады отправляют тебя в середину первой десятки – дорогого стоит. Но это только полшага, нужно еще и закрепить успех, и в прошедшем сезоне Lotus Renault GP это не удалось. Более всего, виновницей этого можно считать оригинальную выхлопную систему, которая сильно отличалась от показанного соперниками, правда, и ее модернизация отличилась. Характеристики системы не позволили продолжать команде соответствовать уровню команд, претендующих на подиум, и результаты постепенно стали снижаться. Но самое оригинальное началось в середине сезона (как и многих других команд, именно середина сезона стала ключевым барьером и в результатах, и в отношении к делу). Еще можно понять замену опытного Ника Хайдфельда на Бруно Сенну, ведь бразилец получил поддержку команды, и был одним из кандидатов на место в кокпите боевой машины и для будущих сезонов. Это можно понять, но как можно понять то, что команда, а вернее ее руководство, начала обвинять во всех неудачах пилотов - уму не постижимо. И, ведь, все вокруг и видели, и говорили, что и Виталий Петров, и Бруно Сенна стараются, меняют свои стиль пилотирования в каждом Гран-При, чтобы хоть что-то из машины выжать, но нет, виноваты все-таки они. При этом, итоговое место команды в Кубке Конструкторов, пожалуй, действительно соответствует реальному раскладу сил, так что, жаловаться им можно лишь на локальные неудачи.
Пилоты
А сейчас можно остановиться подробнее на тех, кого команда выставила виновными в том, что не выигрывала гонки в минувшем сезоне.
Ник Хайдфельд, уже опытный пилот, прошедший крещение и медленными, и быстрыми машинами, имеющий репутацию пилота, умеющего настраивать машину, доводить ее до ума. В общем, тот, кто по праву занял место, после предсезонной аварии Роберта Кубицы. Ник не стал лидером Renault, как не был лидером и в других командах, где выступал (а сменил немец их достаточно), но, при этом, странное дело: если в 2010 году, став пилотом Sauber на несколько Гран-При, помог заставить машину поехать, тот в Renault за межсезонье и 11 Гран-При этого сделать не сумел. Наверное, что-то в Нике сломалось. Хотя в Mercedes в этом не уверены, позвав его на 2012 год в DTM.
Виталий Петров в сезоне-2011 был гораздо ближе к опытному напарнику, чем в год своего дебюта. Да, напарник другой, но результаты Ника и Роберта в BMW Sauber во всех трех полных сезонах их соперничества были сравнимы, так что, не надо говорить, что результаты Ника - не показатель. В общем, Виталий вырос в мастерстве, впервые поднялся на подиум, вошел в десятку по итогам сезона – чем не удачный сезон? Но, оказалось, что этого не достаточно. Когда результаты пошли на спад, команда еще как-то пыталась делать хорошую мину при плохой игре, но (как мы потом поняли), когда переговоры с Кими Райкконеном о контракте на сезон-2012 подошли к подписанию оного, руководство Renault неожиданно поняло, что Виталий ездит как-то не соответствующе амбициям команды, да и взяли то его только из-за денег. Поняло, да журналистам не раз рассказало, упирая, особенно, на последний пункт. Что, кстати, смотрелось очень, извините, похабно. Сам же Виталий провел сезон вполне достойно, и может занести его себе в актив. Единственное, что осталось за кулисами, но было высказано владельцем команды Жераром Лопесом уже в 2012 году: команду не устроило то, как работает Виталий, рассчитывая, что спонсорский пакет поможет ему остаться в команде и на будущий сезон. Возможно, оно и так, но это уже совсем иная история, нежели изначальные интервью Эрика Булье. Впрочем, вопрос Лопесу оттого и задавали про Виталия, что слова Булье выглядели, по меньшей мере, странно.
Замыкает тройку пилотов Renault сезона-2011 Бруно Сенна. Ему, пожалуй, было тяжелее всех, ведь вкатываться пришлось по ходу сезона, на оставшиеся 7 Гран-При. Но начало выдалось вполне удачным: уже во второй гонке за команду, Бруно набрал свои первые очки в Формуле-1, а уже в первой же квалификации прорвался в первую десятку. Другое дело, что поле этого лишь редкие всплески активности на трассе позволяли вспоминать, что Бруно еще есть в пелотоне (впрочем, как и Виталий в тех же Гран-При), но, снова: результаты обоих пилотов не могут упасть разом, если с машиной все в порядке. В итоге, на будущий сезон ему также предпочли другого. Скажете, заменили обоих оплачивающих выступления пилотов на более талантливых? Скажу, что за Грожана просто больше заплатили (при всем уважении к самому Роману, ничего против него не имею), вернее, у компании Total, его поддерживающей, было больше желания посадить своего протеже.
Команда
В общем-то, уже почти все сказано. Единственная тема, о которой бы хотелось упомянуть – название команды. Все мы помним, как странно весь сезон смотрелись две команды с именем Lotus в названии, но спор разрешился, меньший оппонент решил уступить, и в сезоне-2012 мы будем наблюдать лишь одну команду с названием Lotus. Да, внешне они имеют прямое родство с легендарной одноименной командой, да, напрямую ведут свою историю от Колина Чепмена, но все же, считать их той же командой мы не станем. Это, как минимум, еще надо заслужить.
Хотя, путь, который они избрали, идет вразрез с тем, что для своего детища видел Чепмен, так что, едва ли в наших глазах нынешний Лотус сольется с историческим.
Перспективы
Конечно, если говорить о перспективах команды Renault, то тут все печально: Формула-1 потеряла еще одного автопроизводителя, и еще одно историческое имя. Да, они ушли не полностью, двигатели их производства поставляются сразу четырем командам, и прекращать поставки, вроде как, компания не собирается. При этом, вернутся ли французы когда-нибудь с заводской командой? Почем знать, скорее да, чем нет.
Но сам коллектив остается с нами под другим именем, потому пару слов про них. Полная смена состава не должна сказаться на команде, ибо опыт и скорость Кими Райкконена не подлежат сомнению, а гоночная практика (в отличие и от Михаэля Шумахера) у него была в течении двух лет, что финн провел вне Формулы-1. А Роман Грожан – не только быстрый пилот, но и свежеиспеченный чемпион серии GP2, знаком с командой по выступлением в ней же в 2009 году, знаком с KERS по тому же году (как и Кими, кстати). В общем, на этом фронте все спокойно.
Другое дело машина: да, она быстра на тестах, да команда и пилоты говорят, что скорость есть. Но, ребята, она же создана на базе Renault R31 2011 года, проблемы который описаны выше. Будет ли повторение истории прошлого года? Очень даже возможно, если команда продолжит выбранный нынешним руководством путь развития.