Red Bull Racing 2010: итоги сезона и перспективы
1-е место в Кубке Конструкторов 2010
Команда
Получив во второй половине 2009 года в свое распоряжение быстрейшую машину чемпионата, Себастьян Феттель и Марк Уэббер, пилоты Red Bull Racing, начали погоню за чемпионством, но не смогли догнать ни Дженсона Баттона, ни его команду Brawn GP, в борьбе за Кубок Конструкторов. Но в начало сезона 2010 они вступили одним из фаворитов изначально, а поул-позиция Себастьяна Феттеля в первой гонке, Гран-При Бахрейна, стала этому подтверждением. Дальше больше – 15 поулов в 20 гонках как бы указывают нам на то, что если бы не сходы по техническим причинам и несколько серьезных ошибок самих пилотов, оба чемпионских титула были бы завоеваны гораздо раньше.
Собственно, одна из главных интриг чемпионата и закручивалась вокруг самой машины команды Red Bull Racing: а хватит ли ей запаса прочности и скорости для того, чтобы противостоять конкурентам, которые также не дремлют и развивают свои болиды. И тут свое слово сказал новый регламент на распределение очков: даже не смотря на множество побед и подиумов, пилоты никак не могли оторваться от соперников в чемпионате, более того, Себастьян Феттель стал лидером чемпионата только однажды – в итоговой версии зачета пилотов.
Еще одной проблемой Red Bull Racing неожиданно стала проблема отношений пилотов: равенство обоих гонщиков в статусе и быстрая машина в их распоряжении, подстегивали Феттеля и Уэббера к борьбе не только с соперниками из других команд, но и друг с другом. Квинтэссенция этого противостояния сосредоточена на двух этапах чемпионата – на Гран-При Турции и Гран-При Великобритании.
В Турции гонка для команды началась великолепно: Марк Уэббер лидировал с поула, Себастьян Феттель двигался третьим, а после пит-стопа вышел на второе место. Но к 39 кругу сложилась ситуация, когда 4 гонщика, Уэббер, Феттель и два пилота McLaren, Хэмилтон и Баттон, шли практически вплотную друг от друга. Себастьян догнал Марка и сделал попытку атаки, но Марк не собирался отступать. И Феттель, вместо того, чтобы притормозить и попробовать обогнать напарника позже, чуть повернул руль в надежде, что Марк уступит ему траекторию, чего не произошло. Авария стала шоком для команды, ведь Феттель выбыл из гонки, а Уэббер пропустил пилотов McLaren и заехал на пит-стоп для смены переднего антикрыла. С этого момента отношения внутри команды стали много более напряженными.
В дальнейшем, противостояние начало выходить из-под контроля. Тут необходимо ввести еще одного участника действа, Хельмута Марко, руководителя гоночной программы Red Bull и консультанта команды. Являясь доверенным лицом главы компании, Дитриха Матешица, Марко, сам бывший гонщик Формулы-1, по всей видимости, больше благоволит к Феттелю, как к воспитаннику программы поддержки молодых пилотов Red Bull, чем к Марку Уэбберу, пилоту привлеченному «извне». Так вот, перед квалификацией Гран-При Великобритании сложилась такая ситуация: на машинах пилотов была установлена новая версия переднего антикрыла, сделанная всего в двух экземплярах, но Феттель свое антикрыло повредил в аварии на тренировке. И приняла команда (читай Марко) такое решение: снять антикрыло с машины Марка и поставить на машину Себастьяна. Что просто не могло не разозлить Марка.
В квалификации им достались первое и второе места, причем Марк был именно вторым. Но уже в первом повороте гонки гонщики сошлись в дуэли, и австралиец вышел победителем, а немец отправился бороздить просторы зон безопасности, а потом еще и получил прокол колеса и был отброшен далеко назад.
Эти эпизоды совсем не облегчили команде завоевание чемпионства, но, к чести ее руководства, ситуацию, все же, удалось вернуть в более деловое русло, пилоты смогли нормально общаться и работать вместе.
Но перейдем от негативных моментов обратно к положительному и воздадим по заслугам творцу побед, чье имя Эдриан Ньюи. Британский конструктор, построивший немало чемпионских машин, по всей видимости, обрел в Red Bull Racing то, что искал давно: ему дают творить, не замыкая в рамки постоянного контроля, а также позволяют наслаждаться любимыми хобби, вроде пилотирования гоночных машин, даже не смотря на опасность травм (что уже один раз произошло не так давно). Так вот, именно идеи Ньюи и воплощение их инженерами команды в болиде Red Bull RB6 позволили пилотам команды всерьез бороться, а, в итоге, и завоевать чемпионство в обеих категориях уже в 6 сезоне существования команды под вывеской Red Bull Racing.
Пилоты
Себастьян Феттель (№5): 1 место в чемпионате мира
В сезоне 2010, Себастьян Феттель стал чемпионом мира, самым молодым чемпионом мира в истории, отобрав это звание у своего соперника, Льюиса Хэмилтона, который, 2 года назад, увел его у другого действующего пилота, Фернандо Алонсо. Причем до Алонсо звание самого молодого чемпиона мира в истории держалось целых 24 года у Эмерсона Фиттипальди, а тут каждый второй год началась смена владельца. Закономерность? Конечно. И дело даже не в самих Алонсо, Хэмилтоне и Феттеле, дело в том, что каждый их них получал поддержку еще в раннем возрасте, причем последние двое имели поддержку крупных компаний, McLaren и Red Bull плюс BMW, соответственно.
Себастьян стал чемпионом вполне заслуженно, этого у него не отнимешь, ведь у него есть и скорость, и упорство, и трудолюбие. Но сезон стал очень неоднозначным. Помимо сходов с дистанции из-за технических неполадок, Себастьян наделал множество ошибок, как например (загибаем пальцы): вынос с трасы Марка Уэббера на Гран-При Турции, удержание пелотона на слишком большом расстоянии от сейфти-кара на Гран-При Венгрии, вынос с трассы Дженсона Баттона на Гран-При Бельгии. Уже одно это, по идее, должно было лишить Себастьяна надежд на титул, но нет, все-таки, при определенной доле везения, на последней гонке сезона, он смог занять не только вершину пьедестала, но и выиграть чемпионство.
Лишь в прошлом году выиграв гонку в Формуле-1, Марк Уэббер получил некий заряд энергии и креатива, и смог не только стать серьезным претендентом на титул, но и радовать публику всевозможными выходками и речами.
Как и для большинства пилотов, сезон для Уэббера сложился неровно: откровенный проигрыш партнеру по команде сменялся чередой великолепных гонок, где Марку не было равных, и наоборот. Но почти всегда, и почти все гонки обязательно проходили в борьбе. То с соперниками, то с машиной. Причем, нужно отметить, что технических сходов у Марка было много меньше, чем у Себастьяна, особенно по причине проблем с тормозами, а значит, таковая проблема имела место на машинах Red Bull Racing, во многом, из-за самого Себастьяна.
Сезон 2010 стал для Марка действительно лучшим в карьере, ведь еще никогда до этого он не был так близко к чемпионской короне, а гонки в его исполнении никогда не были столь интересны и сильны.
Состав на 2011 год
В ближайшем сезоне 2011 года боевой состав пилотов изменений не претерпит, а тест-пилотом, как и в прошлом году будет Даниэль Риккардо, который снова будет совмещать эти функции в двух командах одновременно, включая дочернюю Scuderia Toro Rosso. Причем, в последней будет выступать третьим пилотом, выезжая на тренировки по пятницам. Это, а также большая интеграция в команду, должны подготовить его к тому, чтобы занять место боевого пилота в одной из двух команд в сезоне 2012, ведь Марк Уэббер, чей контракт действует еще всего год, вполне может уйти либо в другую команду (что врядли), либо совсем из Формулы-1 (что более вероятно). Хотя, совсем не исключен вариант, что Марк может проехать и еще один сезон в составе Red Bull Racing , но все зависит от грядущего чемпионата и его результатов.
Перспективы
Естественно, команда будет всеми силами пытаться отстоять свои титулы, завоеванный в сезоне 2010, причем для этого у них есть очень неплохая база в виде машины RB6. Что намекает нам на возможные принципы, заложенные в машину будущего сезона, RB7. Даже не смотря на множество изменений в регламенте, команда постарается сохранить основные идеи RB6, т.е. подход должен быть консервативным. Хотя, гений Эдриана Ньюи и его команды вполне способен преподнести парочку сюрпризов.
В общем, сезон 2011 не должен стать для Red Bull Racing легкой прогулкой, но защитить чемпионский титул и Кубок Конструкторов им вполне по силам.