Vodafone McLaren Mercedes 2010: итоги сезона и перспективы
2-е место в Кубке Конструкторов 2010
Команда
В третий раз за последние 4 года на одной из машин команды Vodafone McLaren Mercedes в сезоне красовалась чемпионская единичка, и второй раз из трех она не была завоевана непосредственно командой из Уокинга. В 2007 году в команду пришел из Renault Фернандо Алонсо, а в конце 2009 года подписал контракт на 3 года чемпион мира Дженсон Баттон, перешедший из купленной Mercedes команды Brawn GP. Многие, кто считал, что Дженсон стал чемпионом только за счет того, что его машина была практически непобедима в начале 2009 года, думали, что он не сможет составить конкуренцию быстрому воспитаннику McLaren, также чемпиону мира, Льюису Хэмилтону. Но все оказалось несколько иначе: обе машины команды были быстры, пусть и не всегда столь стабильно быстры, как Red Bull Racing, но 5 побед и 16 подиумов они завоевали совсем не на пустом месте, пусть у Льюиса наград за сезон и набралось несколько больше, чем у Дженсона.
Первая же гонка сезона принесла подиум команде в лице Хэмилтона, вторая – победу Дженсону, а четвертая – первый дубль (первую и вторую позиции на финише) в сезоне, причем снова с перевесом в сторону Дженсона. Таких дублей было в сезоне еще два: подряд в Турции и Канаде, уже с перевесом Льюиса.
Если самое начало сезона, первые 5 гонок, сложились более удачно для Баттона, то после Гран-При Монако ситуация поменялась в противоположную сторону: сход Дженсона, прошлогоднего победителя этой гонки, стал некой разделительной чертой. Следующие 5 Гран-При, начиная с Турции и заканчивая Германией, Льюис стабильно опережал Дженсона, правда, к чести Баттона, стоит заметить, что почти всегда только на 1 позицию, и лишь на Гран-При Великобритании, домашней трассе обоих пилотов и команды, отрыв составил 2 позиции на финише. Такие результаты, да в сочетании с постепенным ухудшением результатов Scuderia Ferrari и нестабильностью выступлений Red Bull Racing вывели McLaren в лидеры чемпионата.
А вот с Гран-При Германии, когда победный дубль завоевали пилоты Ferrari, ситуация начала ухудшаться: по всей видимости, в команде не смогли полностью адаптировать техническое решение, предложенное Red Bull Racing, выдувной диффузор. Нет, пилоты продолжали бороться за подиумы и победы, Льюис в Бельгии, Дженсон в Италии, но все-таки постепенное отставание было очевидно. Постепенно на скорости Дженсона стало отражаться несоответствие машины его стилю пилотирования, пусть и не очень сильно, но после проблем с машиной на Гран-При Кореи оно практически вывело его из борьбы за титул. А Льюис продержался до последнего Гран-При Абу-Даби, но и его шансы на титул в той гонке были скорее математическими, как и получилось в итоге.
Несмотря на то, что титулы прошли команду стороной в 2010 году, сезон ни в коем случае нельзя считать неудачным: пилоты почти всегда были среди лидирующей группы, при неудачных квалификациях прорывались наверх, постоянно вели борьбы за подиумы и победы, вполне успешно сражались с конкурентами.
Пилоты
Дженсон Баттон (№1): 5 место в чемпионате мира
Переход Дженсона в McLaren вызвал в паддоке если не удивление, то усмешку уж наверняка: не понятно было, зачем соваться в команду, которая общепризнанно считается вотчиной Льюиса Хэмилтона, поддерживает его и делает ставку на него. Команду, где даже Фернандо Алонсо продержался только один сезон в борьбе с, на тот момент, выскочкой-дебютантом. Но Баттон, как говорил он сам, после завоевания титула чемпиона мира решил бросить самому себе вызов, ведь в Формуле-1 он провел уже 10 сезонов, и 7 из них в одной команде, сменявшей вывеску, но остававшейся, фактически, одной и той же. Да и в самой McLaren перемены назрели: Рон Деннис, владелец команды и многолетний ее руководитель ушел поднимать другое, кузовное, отделение фирмы, его место занял Мартин Уитмарш, человек с несколько иными взглядами на руководство. Ушел концерн Daimler AG, купив себе другую команду. В общем, имидж несколько закостенело-официальной команды пора было менять, и Дженсон стал лучшей кандидатурой для этого. С его помощью, атмосфера в команде не только стала более расслабленной, но и более привлекательной в плане маркетинга: все-таки британская команда с двумя чемпионами последних двух лет, да еще и с двумя британскими чемпионами – большая редкость в таком интернациональном спорте, как автогонки.
Со спортивной же точки зрения сезон стал для Дженсона если не прорывом, то уж, всяко, одним из лучших, наряду с сезоном 2009, когда он завоевал титул чемпиона мира. Его пилотирование было взвешенным, аккуратным, с минимумом ошибок. Правда, есть и оборотная сторона: Дженсона часто, и небезосновательно обвиняли в слишком консервативном подходе к гонке, что выливалось в отставание в скорости от напарника; плюс к этому неудачи в квалификациях по ходу всего сезона – Баттон не так уж и часто опережал Хэмилтона в этом параметре.
Но, опять же, сезон можно занести только в актив британскому пилоту, и подтверждением этому служит мнение критиков, которые перед началом сезона предрекали провал, но уже после победы Дженсона на Гран-При Австралии замолчали, убедившись в обратном.
Даже заполучив в напарники действующего чемпиона мира, Льюис Хэмилтон не усомнился в том, что ему по силам быть быстрее, и не зря. По ходу сезона он был, зачастую, быстрее Дженсона и квалификации и в гонке. Но, другое дело, что скорость не всегда была синонимом более высокого результата: проблемы Льюиса остаются все теми же, пусть и стал он ездить несколько мягче, чем во времена своего дебюта в Формуле-1: шины, да и другие части машины, не всегда выдерживают ту нагрузку, что задает им Хэмилтон, что и приводит к совершенно необязательным авариям, наравне с некоторой несдержанностью самого Льюиса в борьбе с конкурентами.
Сезон 2010 года Хэмилтон провел, тем не менее, чуть более взвешенно, чем ранее. То ли его закалил предыдущий сезон, когда добрую половину гонок его машина позволяла лишь кое-как попадать в очки, да и то не всегда, то ли приход сильного, но дружелюбно настроенного напарника так повлиял, но результат налицо – ошибок пилотирования стало меньше, а скорость никуда не делась. Правда, несмотря на это, Хэмилтон терял очки именно в ключевые моменты сезона, за несколько гонок до финиша сезона: на Гран-При Италии слишком рано пошел в атаку на Фелипе Массу и получил повреждения машины, а на следующем же Гран-При, в Сингапуре, не первый раз за сезон сошелся бок о бок с Марком Уэббером с тем же результатом, что и в предыдущей гонке.
Подытожим: Льюис, безусловно, один из быстрейших пилотов нынешней Формулы-1, но ему еще многому можно научиться, чтобы не терять очки из-за не вынужденных ошибок.
Состав на 2011 год
Как и всех команд-лидеров чемпионата, состав стабилен, причем на ближайшие 2 года. Тест-пилот, вот уже 6 год подряд – Гэри Паффет, еще один британец, почти не имеющий шансов стать боевым пилотом команды, но, тем не менее, приносящий ей пользу в меру сил.
ПерспективыКак и Ferrari, в McLaren год от года цель перед началом сезона неизменна – борьба за чемпионство и Кубок Конструкторов, что не поменяется и в сезоне 2011 года. Другое дело, что нужно придумывать что-то действительно незаурядное, чтобы опередить все увеличивающийся сонм конкурентов.
FeeLLeaN