Lotus F1 Racing 2010: итоги сезона и перспективы

Lotus F1 Racing в сезоне 2010


10-е место в Кубке Конструкторов 2010

Команда

Пусть Lotus F1 Racing образца 2010 года и не имела отношения к исторической Team Lotus, а пришла в чемпионат в качестве малайской команды, ей удалось очень то, что не удается многим командам за все годы их существования — заставить учащенно биться сердца болельщиков, в том числе очень многих болельщиков того, старого, чэпменского Lotus. Команда целиком, и ее основные фронтмены излучали некую позитивную энергию, которая притягивала, вызывала симпатию к команде. В общем, даже ели не рассматривать безоговорочную победу над другими соратниками по статусу команды-дебютанта, сезон удался. Lotus F1 Racing стала лучшей среди новичков, ее пилоты, итальянец Ярно Трулли и финн Хейкки Ковалайнен, смотрелись, в большинстве Гран-При сильнее соперников на машинах-дебютантах. Конечно, тут пилотам еще и во многом помог их опыт, имеющийся багаж сезонов в Формуле-1, и конкуренцию в этом им составлял лишь напарник Ярно Трулли по Toyota в 2008 и 2009 годах Тимо Глок.
При разработке машины в Lotus сделали ставку, прежде всего, на надежность, и она практически оправдалась — подводила лишь гидравлика, да двигатель не удовлетворил амбиций команды, поэтому с сезона 2011 они собрались использовать двигатель производства Renault, а трансмиссию от чемпионской Red Bull Racing. Помимо надежности команда сделала ставку на опыт — как в плане пилотов, так и инженерного состава команды. Начав с привлечения Майка Гаскойна в качестве технического директора, еще, когда проект звался 1 Malaysia Racing, владелец команды, Тони Фернандес и его люди, продолжил приглашать специалистов из других команд пелотона, иногда выдергивая их к себе прямо посреди сезона.
И ведь не зря двое опытных пилотов, один более, другой менее, Трулли и Ковалайнен решились перейти в стан новичка, а не бороться до конца за место в какой-то более сильной команде — они поверили в то, что у этих людей, здесь и сейчас, есть все для того, чтобы занять свою постоянную нишу на Олимпе формульного паддока. То же, конечно, можно сказать и про Тимо Глока с Virgin Racing, но ожидания немца пока не очень то и оправдываются, а вот пара пилотов Lotus вполне довольна раскладом сил. Кроме проблем с гидравликой, безусловно. Но это рабочий момент, который в следующем сезоне будет устранен в рабочем же порядке.

Пилоты

Ярно Трулли (№18): 21-е место в чемпионате мира

Итальянский ветеран автоспорта Ярно Трулли, как всем казалось, приглашен только по просьбе Майка Гаскойна, работавшего с Ярно бок о бок не один год. И, наверное, не зря казалось. Но его спокойная, в меру осторожная и вполне быстрая манера езды пришлась в возрождаемом Lotus ко двору. Пусть он в итоге и уступил Хейкки в позициях в зачете чемпионата мира, но столь условно, что ни о каком проигрыше и неудаче говорить нельзя. Ярно, вместе с напарником, вполне выполнил задачу на сезон, которая для команды состояла в завоевании 10-го места Кубка Конструкторов и проведении больших таких тестов на всех трассах чемпионата для подготовки к сезону 2011. Лично для Ярно, наверняка, есть и еще один пункт — остаться еще на год в Формуле-1. Но о его выполнении мы пока ничего не знаем.

Хейкки Ковалайнен (№19): 20-е место в чемпионате мира

Сезон для финна сложился, вроде как, вполне приятно и позитивно: стабильно ехал, стабильно квалифицировался и финишировал, обыграл более опытного напарника (правда, Ярно обгоняли многие напарники, но от этого он не перестает быть быстрым дядей). Хейкки Ковалайнен даже очень неплохо подружился с Тони Фернандесом и вложил деньги в его авиационный бизнес, став одним из акционеров компании Air Asia. Все это вкупе обеспечило Хейкки стабильным местом боевого пилота Формулы-1 на ближайшие пару-тройку лет, что позволит ему пройти весь путь становления с командой, став ее лидером и фронтменом, чего с Хейкки еще не случалось: все-таки ни в Renault, ни, тем более, в McLaren лидером он не был по определению.

Файруз Фаузи: без места в чемпионате мира, резервный пилот

Малаец в малайской команде оказался, при всем уважении, все-таки из-за национальности, что ни для кого не секрет. Поучаствовал в предсезонных тестах и пяти пятничных тренировках по ходу Гран-При. Собственно, ничего особенного не показал, что, конечно, вполне объяснимо (мало кто смог бы что-то показать при таких условиях). Считается, что претендует на место боевого пилота. Не знаю уж кем считается, но очень врядли это реализуется.

Перспективы

После расторжения контракта на поставку моторов Cosworth и подписания нового - с Renault, а также договоренности о поставках трансмиссий Red Bull, на техническом фронте команда вполне прикрыта от ошибок сторонних поставщиков, и все в постройке машины уже зависит от того, смогут ли Майк Гаскойн и его команда построить быструю машину, чтобы начать бороться за очки. Судя по прошедшему сезону, им это вполне по силам. А значит, скорее всего, их основными соперниками могут стать Toro Rosso и Sauber, если на одна из них не сделает шаг вперед (что последней вполне по силам). Присоединяться ли к Lotus другие, теперь уже номинально, новые команды? Думаю очень даже не факт.
Когда Колин Чепмэн создал свою команду и привел ее в Формулу-1, сначала у него многое не получалось, бороться со старыми командами на поле их регламента не очень получалось. Но потом регламент сменился, и произошел качественный скачок. С нынешней Lotus вполне можно провести параллель. Вполне вероятно, что реально бороться за подиумы они не смогут раньше 2013 года, когда в силу вступит новый регламент. В конце концов, именно серьезные изменения техники вывели на вершину Brawn GP Formula One Team и Red Bull Racing.

Состав на 2011 год

На момент написания этой статьи ни одного пилота не было заявлено на будущий год, но, как уже упоминалось, Хейкки Ковалайнен без сомнений останется боевым пилотом команды. На счет второго места все чуть сложнее: ходят слухи, что вторым станет Файруз Фаузи, резервный пилот команды в 2010, или даже Михаил Алешин, победитель Мировой Серии Рено (правда, такое ощущение, что это только у нас в России считают, что у него есть шансы на это место). Плюс есть свободный Нико Хюлькенберг и Ник Хайдфельд, каждый из которых вполне может прийтись ко двору. Впрочем, и Ярно Трулли абсолютно не стоит списывать со счетов. Можно сказать даже больше: заменять Ярно на Ника Хайдфельда несколько бессмысленно, опыта у Ярно даже побольше (если сулить номинально по годам в Ф-1), а слаженность работы Трулли с Гаскойном может оказаться более весомым аргументом, чем тестерские таланты Ника. А по скорости оба пилота вполне сравнимы.
С Хюлькенбергом ситуация несколько иная: принципиально он команде вполне подходит, парень быстр и молод, да еще и обладатель поул-позиции Гран-При Бразилии 2010, что, вроде бы, говорит о том, что Lotus должен скорее подписывать именно его. Но стоит ли менять опытного пилота на пусть и быстрого, но еще не столь маститого гонщика во времена, когда команда только нащупывает свой путь в Королевских автогонках? А хочет ли сам Нико провести сезон в команде, где он не факт, что до очков доезжать будет? И нужен ли команде новый пилот на один сезон, ведь Нико будет все время смотреть на сторону, в какую бы команду посильнее уйти? Одни вопросы. А Ярно Трулли — проверенный и свой парень.
В общем, Ковалайнен и Трулли или Хюлькенберг. Остальных не рассматриваем, извините Ник и Михаил.

P.S.: Есть еще один момент осложняющий ситуацию в команде — имя. Малайская Group Lotus, принадлежащая компании Proton, оспаривает право команды Тони Фернандеса на название Team Lotus, что, похоже, задерживает и объявление состава пилотов на будущий сезон, хотя предварительные контракты могут быть уже подписаны. Но об этой ситуации чуть позже отдельно подробнее.

FeeLLeaN