Force India F1 Team 2010: итоги сезона и перспективы

Force India F1 Team в сезоне 2010


7-е место в Кубке Конструкторов 2010

Команда

Если смотреть на числа, а именно на итоговое место команды и ее пилотов в чемпионате мира, то виден явный постепенный прогресс с 2008 года, с первого чемпионата для Force India F1 Team: в 2010 году они заняли лучшее в своей истории 7 место в Кубке Конструкторов, а Алриан Сутиль занял 11 место в чемпионате мира. И, по сути, это правда: машина позволяла постоянно бороться за очки, стабильно доезжать до финиша и частенько попадать в третий сегмент квалификации. Если в 2009 году они финишировали, зачасутую, за пределами первой десятки, то в 2010 тенденция изменилась в положительную для команды сторону: превалировали все-таки финиши внутри десятки лучших, которая с сезона 2010 еще и очки приносит. Конечно, не удалась повторить пару локальных достижений 2009 года, а именно результаты Гран-При Бельгии и Гран-При Италии 2009, но более стабильные выступления по ходу всего сезона позволили команде всерьез соперничать с Williams. И только неудачи в концовке сезона откинули Force India с 6 места на 7 итоговое.

Пилоты

Адриан Сутиль (№14): 11 место в чемпионате мира

После ухода Джанкарло Физикеллы в 2009 году, Адриан Сутиль стал настоящим лидером команды. И если ранее ему не хватало стабильности, как и команде в целом, то в сезоне 2010 он прибавил и в квалификации (частые попадания в десятку лучших или близко к ней), и в гонке (и по финишам в очковой зоне, и по борьбе на трассе). Единственное, чего ему до сих пор по настоящему не хватает, пожалуй, это больше смелости или агрессивности при атаках на соперника за позицию. Хотя, иногда и в этом показателе он может добиваться некоторых результатов, как на Гран-При Кореи 2010. Правда, тут ему «помогло» то, что на его машине случились проблемы с тормозами, и потому более поздние торможения, чем у соперников, да еще и на скользком асфальте нового автодрома, далеко не всегда оборачивались именно обгоном, чаще приводя к контакту и экскурсией по обочинам.

Витантонио Лиуцци (№15): 15 место в чемпионате мира

Итальянец Витантонио Лиуцци вернулся в гонки в концовке чемпионата 2009 года, заменив Джанкарло Физикеллу, и по началу смотрелся очень неплохо. Как в 2009, так и в начале 2010 года. Но потом все пошло наперекосяк: он явно проигрывал напарнику, частенько ошибался в квалификациях. И пусть гонки проводил более взвешенно, но и тут его преследовали постоянные поломки, небольшие аварии с поломками частей машины. И многие из них происходили как раз из-за того, что приходилось прорываться сквозь пелотон из потенциально более медленных машин.

Пол ди Реста (№14/15): без места в чемпионате мира

Шотландец итальянского происхождения, Пол ди Реста, участвовал лишь в пятничных тренировках перед восемью Гран-При, постоянно уступая по времени Адриану Сутилю, но все-таки показывая результаты вполне на уровне Витантонио Лиуцци.
Стоит отметить, что в спортивном плане, прошедший сезон для Пола очень успешным, и дело совсем не в пятничных тренировках Формулы-1. Сезон 2010 ди Реста провел в немецкой кузовной серии DTM, в команде Mercedes, компании, которая поддерживает его не один год, еще с Формулы-3, и стал чемпионом в своем четвертом сезоне в этой серии.

Перспективы

На данный момент у Force India есть два пути развития на ближайшие два года, до очередной глобальной смены регламента: консервативный, развивать машину стараясь закрепиться на уже достигнутых позициях и не пропустить никого из новичков, или попробовать поэкспериментировать над машиной, стараясь прорваться на более высокие места, но, при этом, с очень большой возможностью потерять почти всё достигнутое. Наверняка команда выберет консервативный путь развития, да что там наверняка, им, собственно, больше некуда деваться: бюджет не столь велик, чтоб позволить эксперименты, а большая часть спонсоров, обозначенная на бортах машины является собственностью владельца команды, Виджая Малльи. Что совсем не оставляет возможности для экспериментов, как и наличие впереди столь сильных команд-соперников.

Состав на 2011 год

До сих (на 10 января 2011 года) в Force India не определились с составом на 2011 год, оставаясь единственной командой без единого пилота (пусть у Toro Rosso в заявочном списке FIA тоже нет ни одного, но оба контракта подписаны), хотя контракт есть у Витантонио Лиуцци. Но, по слухам, его результаты не очень устроили команду, да Mercedes, поставляющий команде двигатели очень хотел бы видеть боевым пилотом своего ставленника Пола ди Ресту. При этом, есть Адриан Сутиль, не только показываюш=щий вполне достойные результаты на трассе, но и располагающий спонсором, производителем электротоваров Medion. Т.е. Адриан еще и деньги команде приносит, а значит, отказываться от его услуг было бы не умно. При этом есть еще пара сильных немцев, таких как Ник Хайдфельд и Нико Хюлькенберг, которые не приведут с собой спонсоров, но могут обеспечить неплохой спортивный результат.
Как идеальный вариант для самой команды, безусловно, видится дуэт Адриана Сутиля и Пола ди Ресты. Но это также означает, что нужно будет заплатить немалые отступные итальянцу Лиуцци, ведь его контракт предполагает бытие в команде в качестве только боевого пилота, и никак иначе. А если с ним не смогут договориться, то придется оставлять тот же состав пилотов, что и в 2010 году, но ничего хорошего ни самому Витантонио, ни команде это, конечно, не принесет, ведь отношения не будут радужными.

FeeLLeaN