Scuderia Ferrari Marlboro 2010: итоги сезона и перспективы
3-е место в Кубке Конструкторов 2010
Команда
Еще в конце 2009 года Ferrari сделала шаг к тому, чтобы переступить через пережитый сезон, несколько обновиться и войти в сезон 2010 года с новыми силами. Для этого им понадобился самый титулованный (на тот момент) пилот современного пелотона Формулы-1, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. А помог им в этом испанский спонсор, банк Santander, выложивший, по слухам, немалую сумму за контракт Алонсо. Да и как спонсор команды потратившийся, а еще как титульный спонсор трех Гран-При сезона, и… хватит, не будем считать чужие деньги.
Так вот, уже на предсезонных тестах стало очевидно, что Ferrari не допустили ошибок предшествующего сезона 2009 и всерьез будут бороться за чемпионство. И был им ниспослан за старанья победный дубль в первой же гонке сезона. Правда, его быть не должно было, но Red Bull RB6 Себастьяна Феттеля смог даровать немцу только поул-позицию, да долгое лидирование в гонке, а потом уж подвел. Что и сделало возможным триумф Ferrari в данной конкретной гонке.
Но уже совсем скоро, через пару Гран-При, оказалось, что алые машины постепенно начинают отставать от основных конкурентов из стана Red Bull Racing и Vodafone McLaren Mercedes, проигрывая им в каждом Гран-При. А гонки в Валенсии и Сильверстоуне так и вовсе оказались провальными, принеся команде всего 4 очка.
Здесь нужно отметить, что конкуренты опережали Скудерию не только за счет общих темпов модернизации машины, но и за счет технически-уникальных новинок, представленных на их болидах: у RBR конструкция подвески и выдувной задний диффузор, а у McLaren воздуховод. И обе эти новинки итальянской конюшне необходимо было скопировать в кратчайшие сроки. С чем они успешно справились уже к Гран-При Германии. И снова поднялись на подиум оба пилота Ferrari, и снова Алонсо приветствует публику с вершины, и снова победный дубль, и снова в путь к завоеванию чемпионства. Но есть одно очень большое «но».
Гран-При Германии 2010 запомнился, прежде всего, не самой победой Фернандо Алонсо, а тем как он гонку выиграл. Для тех, кто не помнит, не видел, закрывал глаза, уши и все остальные средства связи: лидировал в гонке Фелипе Масса, Алонсо был позади, а сзади накатывал, по не многу, Себастьян Феттель. И было видение к руководству Ferrari, в лице Доменикалли, что, мол, дашь Массе выиграть гонку, так упустишь чемпионство, будет Santander клевать тебя истово, да с должности попрут в единочасье. А дашь приказ на тактику командую, запрещенную, так будет счастье тебе: и спонсор доволен, и место в кресле руководителя не горит под тобой, да и самолюбие Фернандо удовлетворено – он первый в гонке, в команде, всё крутится вокруг него. И вот летят в эфир знаковые слова: «Фелипе, Фернандо быстрее тебя. Ты понял послание?». Все счастливы. Кроме Фелипе Массы, его гоночного инженера, его семьи, его болельщиков, его механиков, просто любителей Формулы-1, журналистов, боссов других команд, пилотов других команд, инженеров других команд, механиков других команд, спонсоров других команд, зрителей на трибунах, зрителей у телеэкранов, зрителей у компьютеров, читателей журналов и прочая, и прочая…
Как результат этого Гран-При и действий Ferrari во время его проведения, команде постановили выплатить штраф в 100 000 евро, а весь оставшийся сезон прошел под знаком упреков в сторону Ferrari, обсуждений наболевшего (разрешить ли командную тактику в Формуле-1?) и, главное, насмешек от фанатов самих гонок, фотожаб и других нелицеприятных для команды из Маранелло вещей. И даже последовавшие победы Алонсо не спасли: слишком уж явным было применение запрещенного в 2010 году приема.
Но вернемся к сезону в целом. Фернандо, прямо-таки, воспрял духом после Германии, машина поехала, и испанец быстрыми и уверенными шагами принялся настигать лидеров чемпионата. И, ведь, настиг же! А к последнему этапу сезона, Гран-При Абу-Даби, и вовсе вышел в лидеры чемпионата. Но именно в этот момент, во время последней схватки, удача изменила Ferrari. Ну, или не удача изменила, а переволновались они как-то. Но результат вышел удручающим для них: ошибка в выборе времени пит-стопа отбросила Фернандо не просто назад, но ровно за спину Виталия Петрова, который пит-стоп уже совершил, и ехал без этой нависшей необходимости. А также без необходимости пропускать кого-либо, ведь шла реальная борьба на трассе. И Алонсо, чья машина была настроена больше под оборону позиции, чем на атаку за выигрыш оной, ничего не мог поделать с Виталием в течение 40 кругов из 55 кругов гонки. Чемпионство уплыло к Себастьяну Феттелю, Фернандо остался без титула.
При всем при этом, нельзя не отметить отдельно тот темп модернизации, который задала Скудерия в попытках догнать соперников. И пусть собственных новинок не было, но хорошая проработка чужих идей дала хотя бы возможность бороться за титул до последней гонки сезона, чего еще в середине года было сложно ожидать.
Пилоты
Фелипе Масса (№7): 6 место в чемпионатеВосстановившись быстрыми темпами после травмы на Гран-При Венгрии 2009 года, Фелипе Масса уже к межсезонью смог тренироваться в полной мере и к началу сезона подошел в хорошей физической форме. Чего, по всей видимости, нельзя сказать про его психологическое состояние, хоть сам он и отрицал какие-либо проблемы. И даже неплохие результаты начала сезона не могли убедить зрителей и экспертов в том, что Фелипе этих проблем не имеет – езда была не совсем уверенной, пусть и вполне приличной. Но после Гран-При Германии проблемы бразильского гонщика явно усилились – команда явно сделала ставку на его напарника, Фернандо Алонсо, отодвинув Фелипе на второй план. И после этого результаты четко поползли вниз, Масса стал сильно отставать от Алонсо, борющегося за победы почти в каждой гонке. При этом, вполне можно рассматривать это отставание немного в другом ключе: машину модернизировали именно под Фернандо, и для Фелипе могли возникнуть непредвиденные сложности, помимо озвученных еще в начале сезона проблем с прогревом передних шин на более жестких составах резины. Хотя проблем из-за получения почти официального статуса номера 2 в команде это нисколько не отменяет.
Фернандо Алонсо (№8): 2 место в чемпионате
В очередной раз испанский двукратный чемпион мира, Фернандо Алонсо, доказал, что является одним из лучших пилотов своего поколения – сразу, как только перешел в стан итальянской конюшни, смог ехать быстро, добиваться результата и бороться за титул. И да, выиграл первую же гонку за Ferrari, пусть и не без помощи Себастьяна Феттеля и его проблем с машиной. А полная поддержка со стороны испанского же банка Santander, вложившего в Ferrari огромные деньги, и получившего этим сильное влияние в команде, позволила Фернандо получить то, что ему необходимо – команда стала работать на него, задвинув на второй план своего давнего воспитанника и ставленника Фелипе Массу.
Уверенный в поддержке, быстрый и без этого Фернандо стал лидером команды и любимцем болельщиков Скудерии за очень короткий срок. Правда, как и в его вояже в стан McLaren, несколько не повезло взять титул, но в Ferrari, на этот раз – в отличие от истории с McLaren, у Алонсо будет на достижение чемпионства не один год, а несколько больше, а потому шанс еще будет, особенно в команде, ставящей перед собой цель добиться чемпионства, такой как Scuderia Ferrari.
Состав на 2011 год
Состав стабилен, Фернандо Алонсо и Фелипе Масса займут места в кокпитах боевых машин Ferrari в 2011 году. Единственное, что поменялось – это резервный и тест-пилот. В предыдущие годы ими были Лука Бадоэр и Марк Жене, проверенные бойцы тыла, но, как показал 2009 год в отношении Луки – уже не предназначенные для гонок. Далее в эту компанию влился Джанкарло Физикелла, попытавшийся выправить ситуацию в 2009 году, правда, тоже безуспешно, но при этом итальянец получил шанс продолжить карьеру за рулем уже кузовных машин Ferrari, что является мечтой почти каждого итальянского пилота. И вот теперь команда решила привлечь в свою формульную программу молодого француза Жюля Бьянки, являющегося слушателем Академии Феррари лдя молодых гонщиков, что вполне может стать заявкой на то, чтобы в дальнейшем стать боевым пилотом Scuderia Ferrari.
ПерспективыЕдинственной и постоянной целью Ферарри, как обычно в последние полтора десятилетия является победа в чемпионате. К ней команда и будет стремиться. В состав подтянули нескольких опытных инженеров из других команд, провели перестановку в рядах сотрудников (как результат неудачного Гран-При Абу-Даби), но в целом структура осталась такой же, как и в прошлом году, что обязано приносить результат, как минимум, на уровне тройки сильнейших команд. Причем, невыполнение плана на чемпионство может обернуться увольнениями даже на самом высоком уровне – такое ощущение, что после пары прошедших сезонов кресло под руководителем команды, Стефано Доменикалли начало раскачиваться, а значит, он очень сильно заинтересован в достижении поставленных целей. Но это – досужие домыслы, а цель ясна, задача поставлена, ждем сезона.
FeeLLeaN