Что тебе в имени моем?

Team Lotus против Group Lotus в борьбе за историческое имя


Team Lotus против Group Lotus в борьбе за историческое имя

В концовке сезона 2010 мы стали свидетелями борьбы за имя Lotus в Формуле-1. Борьбы между малайской Lotus F1 Racing, командой-новичком сезона, использовавшей это имя по лицензии малайской же компании Proton, владельца Group Lotus, выпускающей дорожные машины под этой маркой, с одной стороны и, собственно, компанией Proton, вместе с Group Lotus, с другой. Казалось бы, дали лицензию, потом решили сами выступать под этим именем. Но не все так просто.

Team Lotus, как исторически называлась Lotus в Формуле-1, с 1994 стала для чемпионата лишь историей. Со своим более чем славным прошлым, с 7 Кубками Конструкторов и 6 Чемпионскими титулами пилотов, но никому уже не нужным брендом для команды Королевских гонок. Ее никто не пытался возродить за прошедшие 15 лет, она была некой спящей царевной Формулы-1. Но пришел Тони Фернандес, имя возродилось, история снова началась, родилась заново. И началась столь неплохо, что малайцы из Proton, похоже, задумались: а почему бы самим не снимать дивиденды с такого полезного имени, а не отдавать все лавры каокму-то сторонннему дяде. И отозвали лицензию по окончании сезона.

Но Тони подстраховался. Дело в том, что корни у названий Group Lotus и Team Lotus одни и те же — основатель Колин Чепмэн и первые годы существования едины, но с 1959 года их пути были разделены и более не соединялись полностью. Команда жила своей жизнью, фирма по выпуску дорожных машин своей, имея до поры до времени одних и тех же владельцев. Но в 1986, через три с небольшим года после смерти основателя, компания Lotus Cars, вмсете с Group Lotus, была продана концерну General Motors, а Team Lotus оставалась в частных руках. Тут их пути окончательно разошлись. К 1994 году имя Team Lotus, как достояние компании Team Lotus Ventures Ltd, находилось во владении британца Дэвида Ханта. И так было вплоть до сентября 2010, когда Тони Фернандес выкупил эту компанию и права на историческое имя вместе с ней. Таким образом, даже без лицензии от Proton он заимел право продолжать дело под выбранным именем.

Но и это далеко не концовка истории. Group Lotus, естественно, не понравилось, что их обошли с фланга, и был подан иск в британский суд (по месту регистрации команды и компании). Суд должен решить кто прав, кто из сторон имеет право использовать имя Lotus в Формуле-1 (в других автоспортивных сериях все проще — права явно у Lotus Cars). Но решиться это не ранее, чем осенью 2011. Так что на весь следующий сезон мы будем иметь два Lotus: Team Lotus Тони Фернандеса и Lotus Renault GP, принадлежащую совместно Genii Capital и Group Lotus (читай Proton).

Что бы суд в итоге не решил, но команда Lotus Racing и ее успехи, пусть не совсем чисто спортивные, а организационные, стала катализатором всей этой неразберихи. Ну еще и жадность Proton, конечно. Целых 15 лет никому не нужной имя пылилось в анналах Формулы-1, связанное со славными страницами истории автоспорта, связанное с именами Джима Кларка и Грэма Хилла, Эмерсона Фиттипальди и Йохена Риндта, Марио Андретии и Айртона Сенны, да и многих других славных пилотов. Связанное с многочисленными инновациями, претворенными в жизнь гением Колина Чепмэна и его команды. И оно вренулось, призванное к жизни энтузистами, частной командой, какой все время и была сама. Но пришли люди из корпорации и разрушили идиллию.

Нет, я, конечно, могу понять людей из Proton и Group Lotus, которые хотят выжимать максимум прибыли и денег от своей компании. Но эта история может обернуться для них только неудачей, ведь такая реклама их, как людей, как говорится, кинувших партнеров не может хорошо сказаться на их репутации. Что бы там не решил британский суд. Со своей стороны пожелаю удачи и терпения Тони Фернандесу, Майку Гаскойну и всем в команде Lotus Racing – Team Lotus, я всецело на их стороне.

P.S.: Идеально в нескольких словах сказал о сложившейся ситации Майк Гаскойн, технический директор Team Lotus: "Lotus – как автобус, вы ждете его целую вечность, а затем приезжают сразу два".


FeeLLeaN