История команды McLaren


McLaren


← McLaren. Данные и статистика

McLaren

История команды McLaren началась в далеком 1963 году, когда ее отцы-основатели новозеландец Брюс МакЛарен и американец Тедди Мейер создали Bruce McLaren Motor Racing Ltd, которая участвовала в серии Tasman.
Дебют В Формуле 1 пришелся на 1966 год, на Гран-При Монако, где Брюс, как единственный пилот команды, стартовал с 10 квалификационного места, но финишировать не смог. Кстати, команда дебютировала в чемпионате сразу на машине собственной конструкции McLaren M2B, что случалось далеко не всегда.
Первая победа случилась уже через 2 года — все тот же Брюс МакЛарен привел McLaren M7A к первому месту на финише на Гран-При Бельгии 1968 года. К этому прибавилась победа Денни Халма в Италии и победный дубль в Канаде (первый — Халм, второй — МакЛарен). Как итог — второе место в Кубке Конструкторов, 3 место Халма в чемпионате и 5-ое МакЛарена.
В 1970 году, 2 июня, погиб основатель команды Брюс Макларен. Некоторое время команда еще двигалась по инерции, но результаты ухудшались, назрело время перемен, которые и были постепенно произведены. Руководителем оставался Тедди Мейер.
Успешным стал 1974 год — чемпионство Эмерсона Фиттипальди и Кубок Конструкторов, завоеванные командой, стали первыми в череде других славных побед.
Следующим чемпионом за рулем McLaren становится Джеймс Хант в 1976 году. Весь сезон соперничая с Ники Лаудой из Ferrari, он все-таки опережает того на одно очко. Кубок Конструкторов, при этом, все-таки достается Ferrari. Дальнейшего успеха пришлось ждать довольно долго. Но до этого была полная реорганизация команды — объединение с Project 4 привнесло команде не только новые идеи, но и нового руководителя в лице Рона Денниса, которой является одним из руководителей компании и по сей день, на данный момент, правда, занимаясь проектом дорожных машин. Тедди Мейер продолжает находиться в руководстве команды до 1982 года, а потом покидает ее, сосредоточив все бразды правления в руках Рона Денниса.
1981 год становится знаковым для технического прогресса: разработанная Джоном Барнардом MP4/1, впервые выехавшая на трассы чемпионата в этом году, стала первой машиной Формулы 1, кузов которой был полностью изготовлен из углепластика — монокок получился много прочнее, чем при применявшихся на тот момент технологиях. Вскоре углепластиковый монокок стал повсеместным для команд Формулы 1 и является таковым по сей день (при соответствующем продвижении в технологиях, конечно).
Эти и другие технические решения позволили познать успех в 1984 году — состав пилотов команды в лице Ники Лауды и Алэна Проста стал быстрейшим среди всех. Они разыграли чемпионство между собой — более опытный Лауда стал первым, выиграв свой 3 титул, с отрывом в 0,5 очка от занявшего второе место Проста. Этот сезон стал началом в целой череде удачных лет для команды, началом ее расцвета.
Сезон 1985 года уже остался за Простом — он был быстрее всех, да и Лауда потерял мотивацию, заняв лишь 10-ое место в свом последнем сезоне в Формуле 1. 1986 год принес Алэну Просту еще один титул, сделав его уже двукратным чемпионом. Прада, новый напарник, швед Стефан Йоханссон, не поддержал скорость француза, набрав в три раза меньше очков. Как результат — место в кокпите в сезоне 1987 занял более молодой и уже доказавший свою скорость и мастерство Айртон Сенна. Так родилась легенда. Сенна и Прост стали одной из лучших пар, да и, пожалуй, лучшей парой, пилотов за всю историю чемпионатов Формулы 1, начиная с 1950 года и по сей день. Правда, в сезоне 1987 машины команды Williams были быстрее, но McLaren отыгралась уже в следующем году — в плотной, на грани фола, борьбе за титул сражались Алэн Прост и Айртон Сенна. Боролись с переменным успехом, и весь мир, затаив дыхание, следил за их битвами. В 1988 победил Сенна, в 1989 — Прост. Причем, их машина 1988 года, McLaren MP4/4 стала, благодаря им, одной из наиболее успешных за всю историю — 15 побед в 16 Гран-При на двоих говорит о полнейшем превосходстве этих двух пилотов над остальными. Но легенда не могла продолжаться долго — в 1990 году Прост становится пилотом Ferrari. Да, они продолжают бороться с Сенной, уже за рулем разных машин, но McLaren все-таки сильнее. И титулы 1990 и 1991 годов достаются Сенне.
Но и период успехов заканчивается — Williams постепенно приближался и, в 1992 году, выстрелил. А Сенна стал лишь 4-ым. В 1993, правда, он снова боролся за чемпионство с Простом, перешедшим в Williams, и занял 2-ое место, но было очевидно, что период превосходства McLaren над всеми остальными закончился. Становится очевидным, в том числе, и для Сенны. Он уходит.
Новая жизнь команды связаны с именами финна Мики Хаккинена, пришедшего в 1994-ом и шотландца Дэвида Култхарда, присоединившемся к нему в 1996. А 1995 год ознаменовался приходом в команду компании Mercedes, сначала как партнера, а затем и как одного из основных владельцев. Выступления шли с переменным успехом, но стабильное 4-ое место в Кубке Конструкторов с 1994 по 1997 было явно не пределом мечтаний бывшей чемпионской команды. И новый прорыв пришел вместе с 1998 годом. Автомобиль с индексом MP4/13 стал быстрейшим на старте сезона, не обеспечив, правда, легкой жизни своим пилотам, но титул в итоге достался Мике Хаккинену. Култхард стал 3-им.
1999 год был более сложным — пожалуй, только авария главного соперника пилотов McLaren, Михаэля Шумахера на Ferrari, в Великобритании позволила Мике завоевать свой второй титул. Причем, свершилось это, как и год назад, лишь на последнем этапе на японской трассе Suzuka.
За двумя титулами Хаккинена последовала постепенная потеря мотивации с его стороны, и Култхард, пилот быстрый и целеустремленный, постепенно становится лидером команды. Правда, это не приносит ему чемпионский титул. В конце 2001 года Мика решает уйти «в годичный отпуск», который, как большинство и предполагало, перерастает в полное прощание с миром Формулы 1. Ему на замену был призван Кими Райкконен, тоже финн, лишь в 2001 дебютировавший в Королевских гонках, за рулем Sauber, но показавший свой потенциал будущего чемпиона мира. Правда, этот потенциал за рулем McLaren так и не удалось реализовать — все время что-нибудь да мешало быстрому финну стать лучшим. Дело в том, что этот период в McLaren совпал с большим числом технических проблем. Эдриан Ньюи, разработавший чемпионские болиды для McLaren в 1998-99 годах, строил машины быстрые, но не всегда отличавшиеся надежностью. Показателен пример с McLaren MP4-18 — машина была одной из лучших по скорости, но постоянные технические проблемы так и не позволил ей выйти на трассы чемпионата. Тем не менее, Кими становится вторым в 2003 и 2005 годах, всерьез претендуя на титул.
Попытки восстановить былое могущество команды привели в 2005 году к замене опытного Дэвида Култхарда на очень быстрого, но «горячего» характером, колумбийца Хуана-Пабло Монтойю. Именно характер и стал в итоге камнем преткновения — даже 3 победы в 2005 и 7 подиумов за 2 года не остановили пилота и команду от разрыва: в 2006-ом Монтойя уезжает в США, а сезон за него заканчивает тест-пилот команды испанец Педро де ля Роса. А в завершении сезона Кими тоже уходит, правда в другую команду — в Ferrari.
Сезон 2007, вроде начался неплохо: McLaren смогли переманить двукратного чемпиона мира испанца Фернандо Алонсо из Renault, а за руль второй машины сел британец Льюис Хэмилтон, давний воспитанник команды, которого они (и Рон Деннис лично) поддерживали еще с 10-летнего возраста, со времен его выступлений в картинге.
Да, они боролись за чемпионство. Боролись до конца, до последней гонки. Правда, сезон был омрачен постоянными скандалами вне гоночной трассы: особенно сильными были притязания Алонсо на то, что команда больше поддерживает его напарника. А Хэмилтон, дебютант чемпионата, тем временем совершил серию из 9 подиумов подряд, включая 2 победы, и стал лидером чемпионата. Правда, внутрикомандные разборки и его неопытность не способствовали хорошим результатам: приехав на завершающий Гран-При Бразилии лидером чемпионата, опережая своего напарника на 3 очка и Кими Райкконена из Ferrari на 7 очков, он приезжает лишь седьмым, в то время как Алонсо приезжает 3-им, а Кими и вовсе выигрывает эту гонку, став новым чемпионом мира.
Алонсо уходит после этого сезона обратно в Renault, а напарником к Хэмилтону приглашают финна Хейкки Ковалайнена, опять же из Renault. Сезон складывается нервно. Пусть Кими Райкконен не учавствовал напрямую в борьбе за титул, потеряв мотивацию после 2007-го года, но его напарник, бразилец Фелипе Масса, поднял за него это знамя и боролся с Хэмилтоном не просто до последней гонки, а до последнего поворота сезона на трассе Interlagos в его родной Бразилии. Масса выиграл гонку. Но этого оказалось недостаточно: в последнем вираже Хэмилтон и, опережающий его буквально на корпус, Себастьян Феттель из Scuderia Toro Rosso на подсыхающей после дождя трассе опережают Тимо Глока из Toyota. И итогового 5-го места хватает Хэмилтону, чтоб стать чемпионом. Спустя 9 лет после Мики Хаккинена.
В сезоне 2009 произошли серьезные изменения в регламенте. И, боровшиеся за чемпионство команды, McLaren и Ferrari, многолетние лидеры чемпионата, сосредоточившись на модернизации машин 2008 года, несколько потеряли темп разработки машин нового образца. Как итог, и те, и другие оказались на непривычных ролях догоняющих. В начале сезона пилотов команды преследуют постоянные неудачи в квалификациях: старты с 13 по 18 места явно не уровень чемпионской команды. Но, к чести McLaren, им удается переломить ситуацию: победа в Венгрии, на 10-ом этапе, поул-позиция на Гран-При Европы, 11-ом этапе чемпионата, и второе место после гонки там же для Хэмилтона, стали некоторым утешением — команда смогла переломить ход сезона. Последовавшие победа в Сингапуре и два третьих места Японии и Бразилии для Хэмилтона и несколько финишей в очках подряд для Ковалайнена позволили McLaren взобраться на третье итоговое место в Кубке Конструкторов, опередив не только Ferrari, находившуюся в таком же положении, но и Toyota, стартовавшую гораздо лучше, но проведшую сезон очень неровно.
Межсезонье 2009-2010 встретило McLaren расставанием с Хейкки Ковалайненом, так и не ставшим для нее еще одним «летающим финном», и переговорами с двумя чемпионами мира: Кими Райкконеном, чемпионом 2007 года, уже выступавшем в McLaren, и действующим чемпионом, британцем Дженсоном Баттоном. В итоге, контракт с командой подписал Баттон, который составил с Хэмилтоном пару британских чемпионов мира в британской команде. Причем, команда вновь, как много лет назад становится снова частной: Mercedes так и не смог договориться с остальными акционерами о выкупе команды и решил выставлять собственную команду, что позволило акционерам McLaren постепенно выкупать их долю в компании.


Licorne