Тьерри Бутсен

Тьерри Бутсен | Thierry Boutsen

Belgium | Бельгия шлем Тьерри Бутсена | helmet of Thierry Boutsen

Краткие сведения о пилоте
Имя Thierry Marc Boutsen
[Тьерри Марк Бутсен]
Страна Бельгия
Дата и место рождения 13 июля 1957 г.;
Брюссель, Бельгия
Официальный сайт www.boutsen.com
Достижения 4-е место в чемпионате мира в 1988 году
Дебютный Гран-При Гран-При Бельгии 1983 (6 этап из 15)
Лучший результат в гонке Победа в:
Гран-При Канады 1989
Гран-При Австралии 1989
Гран-При Венгрии 1990
Команды 1 Arrows Racing Team 1983 58 ГП 16 очков
Barclay Nordica Arrows BMW 1984
Barclay Arrows BMW 1985-1986
2 Benetton Formula Ltd. 1987-1988 32 ГП 43 очка
3 Canon Williams Team 1989 32 ГП 71 очко
Canon Williams Renault 1990
4 Ligier Gitanes 1991 32 ГП 2 очка
Ligier Gitanes Blondes 1992
5 Sasol Jordan 1993 10 ГП 0 очков

Статистические данные
Сезоны 11
Гран-При / Старты 164 / 163
Победы 3
Подиумы 15
Поул-позиции 1
Быстрейшие круги 1
Очки 132

Бельгийский гонщик Тьерри Марк Бутсен родился 13 июля 1957 года в Брюсселе. Его гоночная карьера началась с окончания гоночной школы бывшего гонщика Формулы-1 Андре Пилетта, где Тьерри выиграл внутренний чемпионат. Последующее продвижение по лестнице гоночных состязаний включило себя полноценные сезоны в бельгийской Formula Ford 1600 (победитель 1978 года), европейской Formula 3 (серебряный призер 1980 года), чемпионат Европы в классе Formula 2 (2 место в 1981 и 3 место в 1982 годах).

Но помимо формульных соревнований, Тьерри Бутсен также участвовал и в соревнованиях на выносливость, правда, в единичных состязаниях, а не в полноценных чемпионатах. Так, еще в 1978 году он принял участие в «24 часах Спа-Франкошамп», гонке, в последний раз проводившейся на старом, 14-километровом кольце. После этого, начиная с 1981 года, он несколько раз принимал участие в марафоне «24 часа Ле-Мана», где трижды поднимался на подиум в абсолютном зачете, но каждый раз не на его верхнюю ступень. Но успехи в Ле-Мане пришли уже после окончания карьеры в Формуле-1, уже к опытному гонщику, проведшему 164 Гран-При.

С машинами Формулы-1 Тьерри Бутсен ознакомился в 1982 году, когда провел тесты за рулем McLaren и Brabham. На следующий год был запланирован его дебют вместе с командой Spirit, за которую он выступал в Formula 2, но выбор руководства команды все-таки пал на Стефана Йоханссона, напарника Тьерри по команде, пусть Стефан и заработал почти на 40 очков меньше.

Тьерри Бутсен на Benetton B188 на Гран-При Франции 1988 | Thierry Boutsen in the Benetton B188 at 1988 French Grand Prix

Тем не менее, Тьерри Бутсен все-таки смог дебютировать в Формуле-1 в 1983 году в Arrows, собрав к 6 этапу чемпионата, домашнему для него Гран-При Бельгии, 500 000 долларов. Несмотря на то, что Бутсен в первом своем сезоне был рента-драйвером, он не уступил напарнику, Марку Зуреру, выступая, как минимум, не хуже его, а потому был оставлен в команде и на следующий год. Следующие два сезона доказали правильность выбора: оба сезона Бутсен завершал впереди напарника, а также принес команде подиум на Гран-При Сан-Марино 1985 года. А вот сезон 1986 года был уже не столь успешен: Тьерри Бутсен не зарабатывает ни одного очка, хотя и был несколько раз близок к этому. Становится понятно, что пора двигаться дальше, и новой командой для бельгийца становится Benetton.

К тому моменту команда проводила всего второй сезон в Формуле-1 под этим названием (ранее - Toleman), и первый сезон с двигателями Ford Cosworth. И сезон 1987 года начался довольно тяжело, но постепенно, к концовке сезона, машина, как говорится, поехала, и в последней гонке сезона, Гран-При Австралии, Бутсен окончил на третьем месте, второй раз поднявшись на подиум в Формуле-1.

Подиум Гран-При Канады 1989. Риккардо Патрезе, Тьерри Бутсен, Андреа де Чезарис | 1989 Canadian Grand Prix podium. Riccardo Patrese, Thierry Boutsen, Andrea de Cesaris

Сезоны с 1988 по 1990 год стали самыми успешными для Тьерри Бутсена в Формуле-1. Уже 1988, еще в составе Benetton, он 9 раз в 16 гонках финиширует в очковой зоне, причем в 5 из них на третьем месте, что приносит ему 4 место в итоговом протоколе чемпионата. На следующий сезон его приглашают в Williams, и Бутсен сумел воспользоваться открывшейся перспективой, выиграв в первом же сезоне за команду 2 Гран-При. Обе победы, на Гран-При Канады 1989 и Гран-При Австралии 1989 состоялись в дождевых условиях. Помимо этого была еще победа на Гран-При Венгрии 1990, где Бутсен сумел отбиться от атак Айртона Сенны, были еще 5 подиумов за 2 сезона. Но в Williams решили (по обоюдному желанию с гонщиком) вернуть в команду Найджела Мэнселла и оставить вторым гонщиком Риккардо Патрезе, бывшего оба года напарником Бутсена. И Тьерри приходится искать новое место. Место находится в Ligier, но оба сезона, что бельгиец провел в команде, можно охарактеризовать лишь постоянными техническими проблемами: то с двигателями Lamborghini в 1991 году при неплохом шасси Ligier JS35, то с шасси Ligier JS37 в 1992 году при неплохом двигателе Renault RS3C.

Тьерри Бутсен на Ligier JS35B на Гран-При Венгрии 1991 | Thierry Boutsen in the Ligier JS35B at 1991 Hungarian Grand Prix

1993 год оказался последним шансом, который Бутсен провел в Jordan. Не весь сезон, правда. Но довольно слабое сочетание Jordan-Hart слишком редко позволяло бороться за очки, и Тьерри заканчивает выступления в Формуле-1. В этом же году он впервые поднимается на подиум в Ле-Мане, а затем еще несколько лет участвует в германских кузовных состязаниях, в том числе и серии DTM, а также в гонках на выносливость.

В 1999 году он попадет в аварию именно во время марафона «24 часа Ле-Мана» и решает, что пора заканчивать карьеру. Сейчас Тьерри Бутсен является лицом собственной фирмы Boutsen Aviation по продаже легких самолетов, а с гонками его связывает небольшая команда, выступающая в таких соревнованиях как Le Mans Series, Formula Renault и Eurocup Megane Trophy.


Thierry Boutsen

Карьера
Год Класс Достижения
1977 Andre Pilette Racing School Победитель чемпионата Volant V
1978 Formula Ford 1600 Победитель бельгийского чемпионата (15 побед в 18 гонках)
Endurance Races Luigi Racing
24 Heures Spa-Francorchamps
[в классе Gr.1 1.6]
1979 Formula 3 Roger Heavens Racing
13 место в европейском чемпионате (9 гонок)
Roger Heavens Racing
3 гонки в германском чемпионате
Roger Heavens Racing
19 место в британском чемпионате (1 гонка)
Roger Heavens Racing
Formula 3 Radio Trent Trophy
2 место в гонке
World Challenge for Endurance Drivers J. P. Willeme
24 Heures Spa-Francorchamps
[в классе serT+2.5]
1980 Formula 3 ORECA
2 место в европейском чемпионате (3 победы, 6 подиумов в 14 гонках)
1981 Formula 2 March Racing
2 место в Чемпионате Европы (2 победы, 5 подиумов в 15 гонках)
World Endurance Championship W.M. Aerem (Welter-Meunier Racing)
24 Hours of Le Mans
[в классе C]
1982 Formula 2 Marlboro Team Spirit
3 место в Чемпионате Европы (3 победы, 6 подиумов в 16 гонках)
World Endurance Championship Jean Rondeau, Italya Sport
2 гонки
Formula 1 Тесты
Тесты
1983 World Endurance Championship Joest Racing, Richard Lloyd Racing, Ford Concessionaires France, Matsuda Racing, Fitzpatrick Racing
6 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 6 гонках)
Ford Concessionaires France
24 Hours of Le Mans
[в классе C]
Formula 1
(0 очков; без места в чемпионате)
All Japan Sports-Prototype Championship Matsuda Conection
14 место в чемпионате
European Touring Car Challenge BMW Motorsport, SJA/Texaco Racing
2 гонки [в классе Division 3]
1984 Formula 1 два 5-х, одно 6-е место
(5 очков; 15 место в чемпионате)
World Endurance Championship Fitzpatrick Racing
29 место в чемпионате (2 подиума в 7 гонках)
DRM John Fitzpatrick Racing
3 место в чемпионате (1 победа, 3 подиума в 5 гонках)
Endurance Races John Fitzpatrick Racing
200 Meilen von Nurnberg
[в классе C1]
1985 Formula 1 одно 2-е, одно 4-е, два 6-х места
(11 очков; 11 место в чемпионате)
World Endurance Championship Brun Motorsport
31 место в чемпионате (1 подиум в 5 гонках)
IMSA Camel GTP Championship Henn's Swap Shop Racing
1 победа в 1 гонке
DRM Brun Motorsport
1 гонка
European Touring Car Championship Brun Motorsport
1 гонка
Endurance Races Brun Motorsport
200 Meilen von Nurnberg
7 место в гонке [в классе C1]
1986 Formula 1
(0 очков; без места в чемпионате)
World Sports Prototype Championship Brun Motorsport
8 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 7 гонках)
Brun Motorsport
24 Hours of Le Mans
[в классе C1]
IMSA Camel GTP Championship Henn's Swap Shop
1 гонка
European Touring Car Championship BMW Belgium
1 гонка [в классе Division 3]
1987 Formula 1 одно 3-е, два 4-х, два 5-х места
(16 очков; 8 место в чемпионате)
World Touring Car Championship Ford Texaco Racing Team (Eggenberger Motorsport)
1 гонка
European Touring Car Championship Ford Texaco Racing Team (Eggenberger Motorsport)
1 гонка
1988 Formula 1 пять 3-х, одно 4-е, одно 5-е, два 6-х места
(27 очков; 4 место в чемпионате)
European Touring Car Championship Ford Texaco Eggenberger Racing Team
19 место в чемпионате (1 подиум в 1 гонке)
1989 Formula 1 2 победы, три 3-х, два 4-х, одно 6-е место
(37 очков; 5 место в чемпионате)
1990 Formula 1 1 победа, одно 2-е, одно 3-е, два 4-х, четыре 5-х, одно 6-е место
(34 очка; 6 место в чемпионате)
1991 Formula 1
(0 очков; без места в чемпионате)
1992 Formula 1 одно 5-е место
(2 очка; 14 место в чемпионате)
1993 Formula 1
(0 очков; без места в чемпионате)
Endurance Races Peugeot Talbot Sport
24 Hours of Le Mans
2 место в гонке [в классе C1]
1994 Super Tourenwagen Cup Eggenberger Motorsport
10 место в чемпионате (8 гонок)
Endurance Races Le Mans Porsche Team (Joest Racing)
24 Hours of Le Mans
3 место в гонке [2 место в гонке в классе GT1]
1995 DTM Schubel Rennsport Int.
18 место в чемпионате (16 гонок)
FIA Touring Car World Cup Ford Mondeo Team Schubel
2 гонки
Endurance Races Porsche Kremer Racing
24 Hours of Le Mans
6 место в гонке [2 место в гонке в классе WSC]
1996 IMSA GTS Champion Porsche
1 гонка [в классе GTS-1]
German Supertouring Championship Ford Mondeo Team Schubel
30 место в чемпионате (4 гонки)
Endurance Races Porsche AG
24 Hours of Le Mans
2 место в гонке [Победитель гонки в классе GT1]
Global GT Championship Freisinger Motorsport, Porsche AG
2 победы в 3 гонках
1997 IMSA GTS Champion Porsche
2 гонки [в классе GTS-1]
FIA GT Porsche AG
15 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках)
Endurance Races Porsche AG
24 Hours of Le Mans
[в классе GT1]
Porsche Supercup Porsche AG
1 гонка
1998 United States Road Racing Championship Champion Motors
Победитель чемпионата (1 победа, 4 подиума в 5 гонках)
IMSA GTS Champion Motors, Dave Maraj
3 подиума в 3 гонках в абсолютном зачете [2 победы, 3 подиума в 3 гонках в классе GT1]
Endurance Races Toyota Motorsports
24 Hours of Le Mans
[в классе GT1]
Ecurie Toison d'Or
Proximus 24 Spa
12 место в гонке [11 место в гонке в классе SP]
Belgian Procar Ecurie Toison d'Or - Lo Racing
60 место в чемпионате (1 гонка)
1999 American Le Mans Series Champion Racing
3 гонки [в классе LMP]
Endurance Races Toyota Motorsports
24 Hours of Le Mans
[в классе LMGTP]

FeeLLeaN

ОтменитьДобавить комментарий