Магия чисел Формулы-1

Магия Чисел Формулы-1

Большинство команд уже представило свои новые машины, уже прошла первая тестовая серия в Хересе. Экспертами и болельщиками были сделаны первые оценки и выводы. Весь формульный мир готовится к новому сезону, вся формульная общественность ждёт с нетерпением начала действа.
Но мы, вместо того, чтобы анализировать высказывания конструкторов, инженеров, пилотов, времена на тестах, внешний вид болидов и т.д. и т.п., решили оценить шансы тех или иных команд с точки зрения статистики.

Безусловно, сухие цифры статистики не дают реального представления о готовности команд и пилотов к чемпионату. Тем не менее, за свою историю в Формуле 1 сложилась занимательная последовательность "счастливых" и "несчастливых" стартовых номеров, продолжительностей доминирования отдельных пилотов и команд, а также продолжительностей горьких неудач между моментами триумфов.

Поначалу стартовые номера разнились от этапа к этапу, и каждый пилот успевал за один сезон выступить с самыми разными цифрами на носу своего болида. В 73-м разнообразие стартовых номеров заметно поредело, действующие чемпионы мира Lotus и Эмерсон Фиттипальди практически весь сезон провели с номерами 1 (Фиттипальди) и 2 (Петерсон) за исключением первой гонки в Аргентине, где по старой, ныне забытой, традиции все стартовали под четными номерами. Традиция эта была связана с тем, что в ряде стран все нечетные числа (а не только 13) считаются несчастливыми. Впрочем, именно в Гран-При Аргентины 1973 года и был положен конец этой традиции, а начиная с 5го этапа Гран-При Бельгии в Зольдере за постоянными участниками были закреплены номера до конца сезона. В сезоне 74-го года номера за командами были закреплены в соответствии с положением в кубке конструкторов прошлого года, поэтому под 1-м и 2-м номерами выступали гонщики Лотуса Ронни Петерсон и Жаки Икс, т.е. №1 еще не был окончательно закреплен за действующим чемпионом мира, что произошло спустя год. Тем не менее, вплоть до 1996 года стартовые номера команды не были жестко зафиксированы с её положением в кубке конструкторов годом ранее. Именно поэтому за Тиреллом вплоть до середины 90-х значились номера 3 и 4, хотя уже команда была очень далека от тех победных кондиций начала 70-х. Также в то счастливое время появилась традиция чемпионов меняться номерами: команде, не защитившей титул, доставались номера команды, в которой выступал новоиспеченный чемпион мира. Именно таким образом, на гоночном небосклоне появились, ставшие легендарными, номера 27 и 28, которые достались команде Феррари (за которую выступал чемпион мира-79 Джоди Шектер) в 1981 году от команды Уильямс, вместе с Аланом Джонсом выигравшую чемпионат 1980 года. Более подробно со сменой стартовых номеров можно ознакомиться в приведенном ниже графике.

Стартовые номера Формулы-1

В начале 90-х было решено ликвидировать "проплешины" в номерах, связанные с исчезновением некоторых команд, в результате чего картина стартовых номеров была несколько скорректирована. В конце концов, начиная с сезона 1996 года, было окончательно решено отказаться от этой схемы и присуждать номера согласно положению в кубке конструкторов предыдущего сезона. С этой системой мы живем и поныне.
Однако система обмена номерами победителя с побежденным здорово разнообразила ряд счастливых "чемпионских" номеров.

Чемпионские номера Формулы-1
Чемпионские номера Формулы-1

С 1974 года 10 раз обладатель первого стартового номера становился чемпионом. Иными словами, 10 раз пилоту удавалось защитить титул. 9 раз чемпионом становился счастливый обладатель №5, по три раза – №2, №6 и №11, дважды – №3, №8, №12, №22 и №27. Во многом на эти результаты влияет система стартовых номеров, действовавшая с 1974 по 1995 год включительно. Если рассмотреть картину "чемпионских" стартовых номеров за последние 15 лет, то получим, что действующий чемпион мира 7 раз защищал свой титул, что по большей части отражает период доминирования Михаэля Шумахера в начале 2000-х. Обладатель стартового номера 5 трижды становился чемпионом, №3 – дважды, по одному разу «повезло» пилотам, выступавшим под номерами 6 и 8, и дважды отличились обладатели №22. Стоит обратить внимание, что стартовые номера 4 и 7 ни разу не приносили своему обладателю удачу. С другой стороны, и чемпионский номер 27 появился не сразу, не говоря уже о ничем не примечательном номере 22, обладатели которого Хэмильтон в 2008 и Баттон в 2009 два года подряд не знали себе равных. Поэтому не стоит сразу списывать со счетов Хэмильтона и Шумахера.

Первая гонка сезона всегда во многом определяет расклад сил на весь сезон. За все время проведения чемпионатов Формулы 1 32 раза победитель первого этапа впоследствии становился чемпионом, 13 раз победитель первой гонки становился вице-чемпионом, 5 раз – третьим призером, четырежды – четвертым по итогам сезона, трижды – седьмым, дважды – пятым, и по одному разу – 6-м, 8-м и 11-м. Любопытен и тот факт, что из 30 раз, когда будущий чемпион не выигрывал первую гонку, он лишь 6 раз финишировал вне подиума и 14 раз не добирался до финиша. Лишь единожды (Аскари в 52-м) будущий чемпион мира не участвовал в первом этапе.

Оценивая шансы того или иного пилота на чемпионство в этом году, вспомним, что трижды подряд еще никому не удавалось выиграть (если говорить о первых трех титулах). Ни Аскари, ни Брэбэму, ни Просту, ни Шумахеру, ни Хаккинену, ни Алонсо, завоевавшим первые (для некоторых из списка и единственные) свои два титула подряд, не удалось продолжить чемпионскую серию до трех лет. Удастся ли это сделать Себастьяну Феттелю? Возможно. Всего же больше двух раз удавалось выигрывать Михаэлю Шумахеру (пять титулов подряд) и Хуану-Мануэлю Фанхио (четыре титула подряд).

Вспомним и такой специфический фактор "беститульности" – максимальный отрезок между любыми двумя титулами пилота. Максимальный показатель у Ники Лауды – 7 лет прошло между вторым и третьим титулами австрийца. Правда, не стоит забывать, что Ники пропустил два сезона (1980 и 1981), да и в 1979-м ушел за этап до конца сезона. Третий титул Лауды был самым вымученным, он лишь на пол очка опередил своего партнера по команде, Алена Проста. Если бы в приснопамятном ГП Монако '84 гонку не остановили (или остановили после 2/3 дистанции), а Ален даже бы финишировал не первым, а вторым – чемпионом стал бы именно он. Однако история не терпит сослагательного наклонения.
Между вторым (1960) и третьим (1966) титулами Джека Брэбэма прошло 6 лет, причем в этот период "Блэк Джек" заканчивал сезоны далеко от тройки призеров, что во многом связано со становлением и развитием собственной команды и собственной машины.
Также 6 лет разделяло первый (1962) и второй (1968) титулы Грэма Хилла. Но в отличие от Брэбэма, Хилл трижды (1963-1965) становился вице-чемпионом.
Пять лет потребовалось Михаэлю Шумахеру, перешедшему в конце 1995 года в Феррари, чтобы выиграть за рулем красной машины чемпионский титул, а, выиграв титул в 2000-м году, был неудержим в течение последующих четырех лет. При этом и в эти "неудачные" пять лет Михаэль боролся за титул в 97-м и 98-м, а в 99-м ему помешала лишь травма ноги.
Нельсон Пике завоевал свой третий (1987) титул на четвертый год после второго (1983), хотя отличные шансы у него были и за год до этого, когда он до последней гонки боролся за титул с напарником Мэнселлом (титул в результате "уплыл" к Просту).

Таким образом, очевидного фаворита, исходя из статистических данных, не наблюдается. Оно и к лучшему. Не нужно быть оракулом, чтобы понять, что борьбу за титул поведет кто-то из топ-5 команд. Если кто-то из трио Ред Булл-МакЛарен-Феррари оступится, Мерседес или новоиспеченный Лотус будут тут как тут. Только эти команды обладают всем необходимым для победы в чемпионате. А кто из пилотов этой пятерки имеет наибольшие шансы? Очевидно только одно – это не Грожан.

История примечательна тем, что она постоянно переписывается. Многое станет понятно уже на первой гонке сезона в Австралии, а имя чемпиона будет известно по окончании сезона. Тогда мы внесем поправки в статистику и на основании обновленных данных подумаем на кого бы поставить в 2013-м.

Hevari