Жак Лаффит

Жак Лаффит | Jacques Laffite

France | Франция шлем Жака Лаффита | helmet of Jacques Laffite

Краткие сведения о пилоте
Имя Jacques-Henri Laffite
[Жак-Анри Лаффит]
Страна Франция
Дата и место рождения 21 ноября 1943 г.;
Париж, Иль-де-Франс, Франция
Место проживания Франция
Достижения 4-е место в чемпионате мира в 1979, 1980, 1981 годах
Дебютный Гран-При Гран-При Германии 1974 (11 этап из 15)
Лучший результат в гонке Победа в:
Гран-При Швеции 1977
Гран-При Аргентины 1979
Гран-При Бразилии 1979
Гран-При Германиии 1980
Гран-При Австралии 1981
Гран-При Канады 1981
Команды 1 Frank Williams Racing Cars 1974-1975 17 ГП 6 очков
2 Ligier Gitanes 1976-1979 132 ГП 206 очков
Equipe Ligier Gitanes 1980, 1985
Equipe Talbot Gitanes 1981-1982
Equipe Ligier 1985-1986
3 TAG Williams Racing Team 1983 31 ГП 16 очков
Williams Grand Prix Engineering 1984

Статистические данные
Сезоны 13
Гран-При / Старты 180 / 174
Победы 6
Подиумы 32
Поул-позиции 7
Быстрейшие круги 6
Очки 228

Жак Лаффит впервые появился на автоспортивной арене совсем не как гонщик, а как механик машины Жана-Пьера Жабуйи в Formula Renault (Formula France) в 1968 году. Французы к тому моменту работали в одной автомастерской и успели стать друзьями, а потому Жан-Пьер уговорил Жака стать механиком ему в помощь и для экономии скромных денежных средств, которые Жабуйи к тому моменту имел.
Постепенно Лаффит втянулся, и уже в 1970 году также начал принимать участие в гонках, причем успешно: уже на третий сезон он выиграл чемпионат Formula Renault, а это, особенно учитывая конкуренцию среди молодых французских гонщиков тех лет, было очень даже серьезным достижением. Эта победа открыла Жаку-Анри Лаффиту путь к гонкам все более серьезного уровня. В 1971 году он выиграл чемпионат Франции в классе Formula 3, затем перешел в европейскую Formula 2, и с первого же раза стал бронзовым призером, а в 1975 году, на второй год выступлений, стал чемпионом и этого класса.
Вместе с первыми успехами в Formula 2 подоспела и возможность дебютировать в Formula 1 вместе с командой Фрэнка Уильямса. К тому времени в Frank Williams Racing Cars постоянное место имел Артуро Мерцарио, а вот на роль второго пилота команды все никак не удавалось подобрать нужного гонщика. И тут Жак Лаффит пришелся кстати. Несмотря на не очень впечатляющий со стороны дебют на 9 этапе чемпионата, на Гран-При Германии, со стартом с 21 места и сходом уже после 2 кругов, Жак, тем не менее, впечатлил Фрэнка Уильямса и получил место в команде на оставшиеся гонки сезона, а затем и на будущий год, став ведущим гонщиком Frank Williams Racing Cars в 1975 году.

Жак Лаффит на Williams FW04 команды Frank Williams Racing Cars | Jacques Laffite in the Frank Williams Racing Cars Williams FW04

Команда только начинала свой путь в постройке шасси, а потому оно не отличалось надежностью. Лишь раз в 1975 году удача действительно улыбнулась Жаку Лаффиту, и снова на Гран-При Германии. Почти ровно год спустя своего дебюта в Формуле-1, француз смог обойти нескольких соперников на трассе, а также воспользоваться большим количеством сходов среди конкурентов и занял призовое место, причем сразу на 2-ой ступеньке подиума.
На следующий год в чемпионат решил со своей командой прийти Ги Лижье, бывший гонщик, некогда основавший свою гоночную команду именно после выступлений в Формуле-1 за рулем собственных машин. Их сотрудничество с Жаком Лаффитом началось еще в 1972 году и распространялось на гонки спорткаров, в том числе на суточный марафон в Ле-Мане. Именно Ligier стала основной командой Лаффита на протяжении его карьеры в Formula 1. Безусловно, в таких обстоятельствах не последнюю роль в доводке машины сыграли роль технические навыки Жака-Анри. Первый же сезон принес три подиума, второй – первую победу и для Лаффита, и для Ligier в Формуле-1.
Пожалуй, самым ярким сезоном в исполнении дуэта Laffite-Ligier можно назвать 1979 год. Жак выиграл первые два Гран-При (Аргентины и Бразилии), а затем еще раз поднялся на вторую ступеньку подиума в Бельгии. В том году в зачет чемпионат мира шли результаты 4 лучших из первых 7 гонок и еще 4 лучших результата из оставшихся 8 гонок сезона, так что, начало было очень даже впечатляющим для борьбы за титул. Но соперники не стояли на месте, а вот команде Ligier не удалось выбрать оптимальный путь развития для Ligier JS11 и, зарывшись в технических экспериментах, команда не только не усилила свои позиции, но стала уступать все больше. Да, Жак смог еще трижды подняться на подиум, все три раза на третью его ступень, но этого было более чем не достаточно для борьбы за титул. Итоговое 4 место в чемпионате стало лучшим для Жака Лаффита за карьеру в Формуле-1, как и аналогичные результаты в 1980 и 1981 годах.

Жак Лаффит на Ligier JS17 команды Equipe Talbot Gitanes | Jacques Laffite in the Equipe Talbot Gitanes Ligier JS17

Но в 1982 году стало очевидно, что что-то разладилось, скорости больше не было, а 3 место на Гран-При Австрии стало скорее следствием предыдущей работы, нежели прогресса команды по ходу сезона. И Жак перешел в Williams. Нет, уже не ту команду, Фрэнка Уильямса, за которую он выступал прежде, но команду, основанную теми же людьми с нуля, после продажи первого варианта команды австро-канадскому бизнесмену Уолтеру Вольфу. Но тут Жак не угадал: еще пару лет назад гремевшие своей скоростью машины Williams в 1983 и 1984 годах были бледной тенью самих себя. Лучшее, что Лаффит смог показать – это три 4-х места в Гран-При за два сезона. Тогда и настало время вернуться в Ligier: в свои 42 года Жак все еще хотел гоняться и чувствовал, что не растерял скорость. А куда же идти, как не домой? За следующие полтора сезона, союз Laffite-Ligier снова оказался удачным, пусть и далеким от заветного чемпионского титула. Зато Жак смог прибавить к своей коллекции еще 5 подиумов.

Жак Лаффит на Williams FW08C команды TAG Williams Racing Team | Jacques Laffite in the TAG Williams Racing Team Williams FW08C

Его последним Гран-При в Формуле-1 стало Гран-При Великобритании 1986 года. Ligier JS27 Лаффита попала в толчею на старте, его выбросило в отбойник. Французу диагностировали сложный перелом обеих ног, что, конечно, поставило крест на сезоне, да и карьере в Формуле-1. Тем не менее, Лаффит и сейчас периодически выходит на старт 1-2 раза в год, принимает участие в Фестивалях Скорости, а также всерьез занимается журналистикой: работает телекомментатором, пишет статьи, а значит по-прежнему любит автоспорт, дело его жизни, к которому его приобщил давний друг Жан-Пьер Жабуйи.


Jacques Laffite

Карьера
Год Класс Достижения
1970 Formula France 15 место в чемпионате
1971 Formula Renault 5 место в французском чемпионате (2 победы)
1972 Formula Renault Победитель французского чемпионата (10 побед в 21 гонке)
2 место в Challenge Europeen
International Manufacturers Championship Automobiles Ligier
24 Hours of Le Mans
[в классе Sports 3000]
Spanish Sports GT Championship North American Racing Team
1000 km Paris
9 место в гонке [3 место в гонке в классе GT]
1973 Formula 3 BP France
Победитель французского чемпионата
BP France
4 место в британском чемпионате John Player European F3 (2 победы, 6 подиумов в 8 гонках)
BP France
1 гонка в британском чемпионате Forward Trust BARC F3
BP France
1 победа в 2 гонках в итальянском чемпионате
Formula Renault 18 место в европейском чемпионате
World Manufacturers Championship Automobiles Ligier
24 Hours of Le Mans
[в классе Sports 3000]
1974 Formula 2 BP Racing France
3 место в Чемпионате Европы (1 победа, 5 подиумов в 10 гонках)
BP Racing France
Formula 2 Rouen-les-Essarts Grand Prix
6 место в гонке
Formula 1
(0 очков; без места в чемпионате)
World Manufacturers Championship Automobiles Ligier
Monza 1000 Km
8 место в гонке [в классе Sports 3000]
Automobiles Ligier
24 Hours of Le Mans
8 место в гонке [5 место в гонке в классе Sports 3000]
Automobiles Ligier
Paul Ricard 750 Km
[в классе Sports 3000]
1975 Formula 1 одно 2-е место
(6 очков; 12 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Frank Williams Racing Cars
XV Grosser Preis der Schweiz
10 место в гонке
Formula 2 Ecurie Elf Ambrozium
Победитель Чемпионата Европы (6 побед, 7 подиумов в 14 гонках)
Formula 2000 Victory Circle Club
1 гонка в японском чемпионате
World Manufacturers Championship Willi Kauhsen Racing Team
Dijon 800 Km
Победитель гонки [в классе Sports 3000]
Willi Kauhsen Racing Team
Monza 1000 Km
Победитель гонки [в классе Sports 3000]
Willi Kauhsen Racing Team
Nurburgring 1000 Km
Победитель гонки [в классе Sports 3000]
1976 Formula 1 одно 2-е, два 3-х, два 4-х места
(20 очков; 7 место в чемпионате)
Formula 2 Fred Opert Racing, Willi Kauhsen Racing Team
2 подиума в 3 гонках в чемпионате Европы
World Sports Car Championship Renault Sport
Monza 4 Hours
[в классе Sports 3000]
Renault Sport
Imola 500 Kms
15 место в гонке [в классе Sports 3000]
Renault Sport
Enna 4 Hours (Coppa Florio Pergusa)
Победитель гонки [в классе Sports 3000]
Renault Sport
Dijon 500 Km
Победитель гонки [в классе Sports 3000]
1977 Formula 1 1 победа, одно 2-е, одно 5-е, одно 6-е место
(18 очков; 10 место в чемпионате)
Formula Atlantic Fred Opert Racing
20 место в чемпионате (1 гонка)
Formula 2 Fred Opert Racing
3 гонки в чемпионате Европы
Can-Am Non-Championship Grands Prix Fred Opert Racing
Grand Prix de Trois-Rivieres
6 место в гонке
Daytona-Le Mans Trophy Renault Sport
24 Hours of Le Mans
[в классе S+2.0]
1978 Formula 1 два 3-х, одно 4-е, четыре 5-х места
(19 очков; 8 место в чемпионате)
Formula 2 Maublanc Racing Team, Ecurie Univac
2 гонки в чемпионате Европы
Daytona-Le Mans Trophy Grand Touring Cars Inc.
24 Hours of Le Mans
10 место в гонке [5 место в гонке в классе S+2.0]
1979 Formula 1 2 победы, одно 2-е, три 3-х места
(36 очков; 4 место в чемпионате)
Procar BMW M1 BMW Motorsport
6 место в чемпионате (1 победа, 2 подиума в 4 гонках)
World Challenge for Endurance Drivers Stuart Graham
Spa-Francorchamps 24 Hours
10 место в гонке [5 место в гонке в классе +2.5]
1980 Formula 1 1 победа, два 2-х, два 3-х, одно 4-е, одно 5-е место
(34 очка; 4 место в чемпионате)
Non-Championship Grands Prix Equipe Ligier
XXVI Gran Premio de Espana
Procar BMW M1 BMW Motorsport
8 место в чемпионате (1 подиум в 7 гонках)
World Challenge for Endurance Drivers Daniel Benoit
Spa-Francorchamps 24 Hours
[в классе +2.5]
1981 Formula 1 2 победы, два 2-х, три 3-х, два 6-х места
(44 очка; 4 место в чемпионате)
1982 Formula 1 одно 3-е, одно 6-е место
(5 очков; 17 место в чемпионате)
Australian Drivers' Championship 1 подиум в 1 гонке [приглашенный гонщик]
1983 Formula 1 два 4-х, одно 5-е, три 6-х места
(11 очков; 11 место в чемпионате)
Australian Drivers' Championship 1 подиум в 1 гонке [приглашенный гонщик]
1984 Formula 1 одно 4-е, одно 5-е место
(5 очков; 14 место в чемпионате)
1985 Formula 1 одно 2-е, два 3-х, два 6-х места
(16 очков; 9 место в чемпионате)
1986 Formula 1 одно 2-е, одно 3-е, одно 5-е, два 6-х места
(14 очков; 8 место в чемпионате)
1987 World Touring Car Championship Alfa Corse
17 место в чемпионате (6 гонок)
1988 European Touring Car Championship Bigazzi
7 место в чемпионате (3 подиума в 11 гонках)
1989 Italian Touring Car Championship 14 место в чемпионате
Italian Super Touring Car Championship 1 гонка
Endurance Races Bastos Castrol Racing Team
Spa 24 Hours
[в классе A2.5]
1990 DTM BMW M Team Bigazzi
7 место в чемпионате (1 победа, 3 подиума в 21 гонке)
Endurance Races Joest Porsche Racing
24 Hours of Le Mans
14 место в гонке [в классе C1]
IMSA Camel GTO Ferrari France
24 место в чемпионате (1 гонка)
Trophee Porsche Turbo Cup 1 гонка
Endurance Races Bigazzi Team
Spa 24 Hours
[в классе DTM2.5]
1991 DTM Snobeck Racing Service
11 место в чемпионате (3 подиума в 17 гонках)
1992 DTM MS Racing
13 место в чемпионате (23 гонки)
French Supertouring Championship Snobeck Racing
3 гонки
Peugeot 905 Spider Cup Martini
16 место в чемпионате (1 подиум в 1 гонке)
1993 French Touring Car Championship Snobeck Team Opel France
19 место в чемпионате (3 гонки)
Endurance Races Jacadi Racing
24 Hours of Le Mans
[в классе GT]
1994 French Supertouring Championship Opel France
8 место в чемпионате (1 подиум в 11 гонках)
Endurance Races Larbre Competition
24 Hours of Le Mans
[в классе GT2]
International GT Endurance Series Larbre Competition
Zhuhai 3 Hours
Победитель гонки [в классе GT1]
1995 Championnat de France Supertourism Opel France
4 место в чемпионате (1 победа, 6 подиумов в 18 гонках)
1996 Global GT Championship Team Bigazzi SRL
135 место в чемпионате [в классе GT1] (1 гонка)
Endurance Races Team Bigazzi SRL
24 Hours of Le Mans
11 место в гонке [9 место в гонке в классе GT1]
1997 French Supertouring Championship Team Snobeck
1 победа, 2 подиума в 2 гонках
1998 Belgian Procar Kronos
31 место в чемпионате (1 гонка)
Porsche Supercup 2 гонки
Endurance Races Peugeot Belgique
Spa 24 Hours
6 место в гонке [в классе SP]
2003 FIA GT Championship Aero Racing
Spa 24 Hours
[в классе G2]
2005 GP Masters Team GMF
1 гонка
2006 Mini Challenge Germany
2007 FIA GT3 European Championship AutoGT Racing
6 гонок
2008 FIA GT3 European Championship AutoGT Racing
6 гонок
2010 Volkswagen Scirocco R Cup Germany 1 гонка
2012 French GT Championship Graff Racing
2 гонки
2013 Megane Trophy Eurocup Oregon Team
1 гонка

FeeLLeaN
Silverbullet 01.08.2014 в 11:07 # Ответить
Отличная статья! Жаль, не стал чемпионом...

ОтменитьДобавить комментарий