Hispania Racing F1 Team (HRT) 2010: итоги сезона и перспективы

Hispania Racing F1 Team в сезоне 2010


11-е место в Кубке Конструкторов 2010

Команда

Пожалуй, самая неоднозначная команда из всех новых: построенное на стороне шасси (итальянской фирмой Dallara), постоянная нехватка средств, аж целых 4 пилота в составе для пополнения бюджета, практически никакой модернизации машины за сезон, но, тем не менее, не последнее, а предпоследнее место в чемпионате, не такая уж плохая надежность и общая веселая атмосфера оставляли надежду на то, что это все-таки не команда одного сезона.
Первоначально в HRT радовало только одно — состав пилотов. Карун Чандхок и Бруно Сенна, бывшие партнеры по команде в GP2, неплохо знающие друг друга - вполне быстрые молодые пилоты. Но вот машина подкачала. Да и сложно было ожидать чего-то другого от Dallara, которая хоть и строит неплохие машины для других гоночных серий, но в Формулу-1 приходит набегами и всегд неудачно. Вот и тут не сложилось. Да еще и конфликт интересов между этой фирмой и самой командой, который в итоге привел к разрыву контракта, не способствовал прибавке скорости машины. Первая половина сезона в исполнении Hispania Racing F1 Team запомнилась несколькими моментами: во-первых катастрофическое отсутствие скорости у машины и нехватка персонала — что уж говорить, если приглашенному руководителю команды Колину Коллесу пришлось привлекать своих людей из команды серии DTM; во-вторых, что хорошо для команды, приглашение нужных людей — того же Коллеса и Джеффа Уиллиса, бывшего технического директора BAR, сначала в роли консультанта, а потом и технического директора. Стоит упоминуть и очень неплохие рекламно-развлекательные акции со стороны команды с участием их пилотов перед каждым Гран-При: то к монакским пожарникам пожалуют, то в дельфинарий, то на матрасе за катером покатаются. Все весело и ярко — такие акции даже самая веселая команда паддока, Red Bull Racing, не проводит. Затем было приглашение Кристиана Клина, опытного и быстрого гонщика, а потом и Сакона Ямамото, деньгоносного японца, отметившегося несколькими гонками за Spyker, также под руководством Коллеса, кстати, и Super Aguri.
Все бы ничего, если бы команда продолжала в том же духе — даже постоянное уменьшение конкурентоспособности из-за, фактически, отсутствия модернизации болида не сказалось бы на симпатичности команды. Но деньги заканчивались, увеселительные акции прекратились, Карун Чандхок перестал разбрасывать кепки команды во время сессий автографов (за руль вместо него сел Ямамото, принесший больше денег), и во второй половине сезона команда стала совсем серой и неприметной на совей вечной последней линии стартового поля. И даже присутствие Кристиана Клина в качестве боевого пилота в Сингапуре, Бразилии и Абу-Даби не принесло никаких дивидендов.

Пилоты

Карун Чандхок (№20): 22-е место в чемпионате мира

Второй индийский пилот удивил, прежде всего, двумя вещами: убедительно опережал напарника, Бруно Сенну, почти все время, кроме первого Гран-При Бахрейна, где он впервые смог сесть за руль во время квалификации в наскоро собранную машину, а потом и проехал полтора круга в гонке. Проиграв вчистую Сенне сезон 2008 в GP2, уже в Формуле-1 он взял реванш. Но отсутсвие большого спонсорского пакета не позволило Каруну спокойно закончить сезон за HRT. И, тем не менее, проведя всего 10 Гран-При в качестве боевого пилота, он остался на высшем итоговом месте в чемпионате мира 2010.

Бруно Сенне (№21): 23-е место в чемпионате мира

Молодой бразилец смотрелся не так чтобы и убедительно за рулем откровенно слабой машины. А ведь всего за год до этого, перед началом сезона 2009, он всерьез претендовал на место за рулем будущих чемпионов — Brawn GP. Проигрышем Чандхоку не ограничилось — даже Ямамото, пилот потенциально более слабый, фактически не уступал Бруно ни в квалификациях, ни в гонках.

Сакон Ямамото (№20, №21): 26-е место в чемпионате мира

Начав как пилот по пятницам на седьмом этапе, в Турции, японец уже на десятом, в Великобритании, смог сесть за руль в качестве боевого пилота. И даже никто не скрывал, что все дело в деньгах: Сакона в паддоке знают, секретничать не имело смысла, и так все догадались бы. Не показав ничего серьещного в плане пилотажа, чего никто он него и не ожидал, Сакон, тем не менее, смог составить реальную конкуренцию Бруно Сенне. Что, правда, объясняется скорее некоторым отсутствием мотивации со стороны Бруно, чем возросшим мастерством Ямамото.

Кристиан Клин (№20): 27-е место в чемпионате мира

Вот кого нужно было сажать за руль боевой машины, если уж так сильно хотелось заменить очень неплохо проводившего сезон Чандхока. Кристиан впервые сел за руль машины Формулы-1 во время уик-енда Гран-При после гонки в Италии в аж 2006 году. И сел на утренней тренировке в пятницу на Гран-При Испании вместо все того же Каруна. Сел и настроил машину много лучше неопытных напарников по команде, что позволило индусу, севшему за руль этой же машины во всех остальных сессиях уик-енда, опередить Сенну и на других тренировках, и в квалификации. А возвращение в гонки состоялось уже под концовку чемпионата: Кристиан заменил Ямамото в Сингапуре и разом привез Бруно Сенне более секунды в квалификации. Что и говорить, три сезона боевым пилотом и еще три сезона тест-пилотом в разных командах могут принести пользу многим командам Ф-1, что уж говорить о новичках, вроде HRT.

Перспективы

Все зависит от денег. Машину команде придеться строить самостоятельно: с Джанпаоло Далларой пути разошлись, попытка заручиться поддержкой ушедшей только-только Toyota не выгорела, а Джефф Уиллис, в отличае от Колина Коллеса не привык строить быстрые машины в условиях перманентного дефицита средств. В концовке сезона испанские бизнесмены, вроде, поддержали команду финансово, признавая попытку сделать ее испанской национальной, но этого совсем не достаточно, чтобы команда могла двигаться вперед, а не топтаться на месте.

Состав на 2011 год

Все зависит от денег. Снова. Кто больше принесет, тот и получит место. И хорошо еще, если это будут Кристиан Клин, Педро де ля Роса, Бруно Сенна или Карун Чандхок. Ведь Сакон Ямамото, хоть и хочет провести в Формуле-1 полный сезон (впервые, кстати) и имеет деньги для этого, но на развитие команды он явно повлиять не сможет. Другие варинаты, вроде освободившегося Нико Хюлькенберга или Ника Хайдфельда можно даже не рассматривать — ни одному из них не улыбается прозябать в конце пелотона с большой вероятностью загубить карьеру на корню. Да и денег они не собираются приносить, вполне справдливо полагаю, что и сами по себе чего-то стоят. А мог и хотел бы тот же Нико Хюлькенберг денег собрать, так он бы и в Williams без проблем остался на второй сезон. Не удивлюсь также, если появится совершенно иная фигура пилота на горизонте команды — так отчаянно нуждаются они в деньгах.
Наиболее вероятный состав пилотов на сезон 2011 года, на мой взгляд, включает трех из перечисленных пилотов: Сакона Ямамото (боевым пилотои) и кого-то из пары Клин — Сенна.

P.S.: Прямо-таки чувствую, как дух незабвенной Minardi возвращается: тут тебе и мало денег, и рента-драйверы, и даже черный цвет машины налицо. И последний ряд стартовой решетки тоже в наличии. Только вот, того чистого энтузиазма, присущего итальянсокой команде, их, номинально испанскому, зеркалу не достает.

FeeLLeaN