Сезон 2009. Взгляд из будущего. (Вместо предисловия)

Дженсон Баттон и Росс Брон получают призы за чемпионство в 2009 году


Солнечный луч отразился от гладкой полированной поверхности, опоясал вычурно изогнутые бока, пробежался по белому стану и, испуганный накатившим ревом, убежал прочь. Рев нарастал, становился многоголосным, с боков поднялся гвалт человеческих голосов, но рев был сильнее. Красные сигналы светофора погасли и вперед по темной ленте асфальта полетели стремительные силуэты, прижатые к разгоряченной поверхности трассы…

Так начинался 60-ый чемпионат мира Формулы 1. Казалось бы, ничего особенного – каждый год именно это и происходит. Но! Была там одна особенность. Впереди пелотона, во главе этого потока, летела вперед машина с номером 22 на носу. Машина, выставленная на старт командой BrawnGP – реинкарнированной командой только несколько месяцев назад ушедшей из автогонок Honda. Еще в январе они не знали выйдут ли они на старт нового чемпионата, а тут, в первой же гонке сезона, в Австралии, и поул-позиция, и победа, и, мало того, победный дубль.


easy2

Лично для меня этот сезон стал самым фантастическим, самым захватывающим, самым радостным за все время боления Формулой 1. Более всего – из-за того, что болею именно за Дженсона Баттона, который за рулем этой машины за номером 22 и находился. Забегая вперед (это для тех, кто не знает чем все закончилось), скажу, что он и стал чемпионом мира.

Вообще, приятный был сезон. И не только победой Дженсона. Приятен борьбой по ходу сезона, непредсказуемостью результата (ну кто мог предсказать именно такой итог еще за месяц до начала чемпионата?). Приятен борьбой за лидерство команд, которые раньше этим похвастаться не могли (BrawnGP и Red Bull). Да, отсутствие в этом списке записных грандов последних лет (Ferrari и McLaren) наверняка расстроило их огромную армию болельщиков, но, согласитесь, разве плохо, если лидеры сезона 2009 присоединятся к лидерам номинальным на постоянной основе? По-моему это отлично. Расстраивает другое. Но это уже лично меня. BrawnGP, команда, выигравшая оба чемпионата, и в личном, и в командном зачете, уже канула в Лету, выкупленная компанией Mercedes. Для них это, безусловно, очень выгодное вложение средств, но меня не устраивает в корне. Но об этом позднее – все-таки это дела уже сезона наступающего, 2010.

Вернемся к нашему первоначальному замыслу, пожалуй. К сезону – 2009. Не имеет смысла пересказывать его события, при желании абсолютно все по нему можно найти на новостных порталах и сайтах. Поговорим о другом – об эмоциях. Самое важное, на мой взгляд, они – именно то, что заставляет нас вспоминать уже прошедшее, мысленно возвращаться в событиям минувших дней. Почти каждый Гран-При этого сезона был наполнен эмоционально, разливал вокруг себя интригу, заставлял крепко задуматься у кого что получится или нет, преподносил сюрпризы буквально на каждом шагу.

Приведу несколько наиболее насыщенных примеров, помимо уже упомянутого старта сезона в Австралии.

Вторым по счету сильным впечатлением от Гран-При стал второй этап, прошедший в Малайзии. Стена дождя, вставшая прямо посреди гонки, принесла в ее ход не только множество разворотов и вылетов с трассы, но и недоумение в глазах пилотов, когда гонка была остановлена из-за этого самого тропического ливня, а будет ли она продолжаться, или все закончится только половиной пройденной дистанции. В этой ситуации запомнились действия Марка Уэббера, который, будучи, сопредседателем ассоциации пилотов Гран-При, ратовал за прекращение гонки, ввиду опасности здоровья гонщиков при ее продолжении (очень опасно ехать под потоками водами, можно вылететь так, что потом даже лучшие хирурги не соберут, даже не смотря на всю безопасность современных болидов Ф1), хотя сам Марк, если бы гонка продолжилась мог бы претендовать, как минимум, на подиум, а не на итоговое 6-е место, ведь его Red Bull под дождем очень неплохо ехал (в плане скорости).

6-ой Гран-При сезона прошел на легендарной трассе в Монако. Если взглянуть на статистику гонки, можно подумать, что оно было скучным — лидировал почти всю гонку один пилот (Дженсон Баттон на BrawnGP), упустив лишь один круг из этого показателя, свернув на пит-стоп, он же стартовал с поула, и это была его 5-ая победа в первых 6-ти Гран-При сезона. Но не все так просто. Относительный провал основных конкурентов Brawn`а, пожалуй, стал основной сенсацией — 5-е место и сход стали явно не теми результатами, каких ожидали в Red Bull, когда выпускали на трассу новую модификацию своей машины. А самым эмоциональным моментов Гран-При стал, как ни странно, подиум. На победы все реагируют по разному, одни прыгают от радости, другие сдержанно улыбаются, встречались и мрачные лица на вершине пьедестала. Но победа в Монако всегда воспринимается как-то по особому, а тут еще и казус произошел... Дженсон, победитель гонки, остановил машину не у подиума, а где-то в районе общей стоянки, и случилась ему пробежка метров на 150 до подиума, ибо ждали его уже все остальные действующие лица на нужном месте. Зато как круг почета получился невольно. Это, конечно, надо было видеть!


easy2

В прошедший сезон наблюдались не только позитивные моменты. Не буду рассуждать по поводу скандала, связанного с Гран-При Сингапура 2008 года — уже и без меня копий наломали в этом сражении... Было другое — авария Фелипе Массы в Венгрии. Очень волнительный момент, трагический, шокирующий и мрачный. Вот, как так могло совпасть, что из одной машины, двигавшейся на скоростях, не являющихся стандартными для обычных дорожных машин, но постоянными для болидов Формулы 1 (а в данной точке этой, одной из самых медленных трасс чемпионата по средней скорости, болиды разгоняются до 280-290 км/ч), вылетела одна из пружин подвески (что является практически нереальным случаем), проскакала по склону холма, в сторону, обратную движению на трассе, ударилась о носовой обтекатель другой приближавшейся машины, затем в ее корпус и, наконец, прямо в голову пилоту!? От такого удара на большой скорости Фелипе потерял сознание, и его, уже не управляемая, машина проехала по прямой и врезалась в отбойник. И хорошо еще, что болиды Формулы 1 очень неплохо тормозят двигателем — нога пилота перестала давить на педаль газа, и скорость хоть сколько-то упала. Тяжело было смотреть на потерявшего сознание гонщика, на то как вокруг него суетились маршалы и врачи. И хорошо, что он, вроде бы, восстановился без серьезных последствий. Здоровья тебе, Фелипе!

Валенсия. Городская трасса. Первый поул в сезоне для команды McLaren, в лице Хэмилтона. Чемпион сезона 2008 на поул-позиции — казалось бы, что такого? Но проблемы, преследовавшие команду с самого начала сезона такого развития событий не предвещали. Но они смогли повернуть ситуацию к себе лицом, выправив практически катастрофическое положение. Никогда не болел за McLaren, но не могу не поздравить их с тем, что, стиснув зубы, взялись за исправление ситуации, и у них это получилось, хоть никто уже и не ожидал такой прыти. А больше в Валенсии порадовало другое. Победителем гонки стал Рубенс Баррикелло. Ветеран, заслуженный пилот всея Ф1, победитель 9-ти Гран-При, вице-чемпион мира сидел на голодном пайке аж с 2006 года, когда перешел в Honda (один подиум в 2008 году скорее подтверждает это, чем опровергает). Причем, именно в 2009 машина позволяла побеждать, и Рубенс пытался, только все время что-то не давалось. Именно его напарник по BrawnGP, Дженсон Баттон, выиграл 6 из первых 7 гонок, а вот к Рубенсу успех пришел только на 11 этапе сезона. Magnifico Rubens! Искренне радовались, по-моему, даже большинство соперников бразильца. Ибо Баррикелло — один из немногих пилотов, кого уважают, фактически, все в паддоке. Эту победу Рубенс посвятил своему другу, Фелипе Массе, о происшествии с котором на предыдущем Гран-При, в Венгрии, мы уже говорили.


easy2

Череду из трех, шедших подряд Гран-При, оставивших заметный след в картине сезона, продолжила гонка на трассе Spa Francorchamps, в Бельгии. Тут уж вышли на сцену другие действующие лица — поул-позицию завоевал Джанкарло Физикелла на Force India. Безусловно, выходящее за рамки обыденности событие, ведь у команды, на тот момент, лучшим местом на стартовой решетке у команды было 7-ая позиция, завоеванная напарником Физико Адрианом Сутилем на Гран-При Германии этого же года, а для самого Джанкарло, в этой команде, лучший старт пришелся на прошлогодний Гран-При Италии (а это аж 14 сентября 2008 года) и был он зафиксирован с 12-го места, да и то, прости Джанкарло!, по причине дождя во время квалификации перед той гонкой. А тут не просто отличная позиция, а поул! Да еще и в Бельгии, где трасса отличается сложностью даже для таких матерых бойцов как Физикелла. Жаль, только, не удалось ему победить в последовавшей за квалификацией гонке. Но сражение за победу походило на подвиг со стороны обоих сражавшихся, ведь за вершину пьедестала Физико боролся с Кими Райкконеном. Тоже, вроде бы, ничего удивительного, как в случае с Хэмилтоном, в том, что чемпион 2007 года, за рулем Ferrari, сражается за победу в отдельной гонке. Но уже многое говорит тот факт, что эта победа Кими стала единственной в сезоне для легендарной Ferrari.

15-ый этап сезона прошел в Японии, где его принимала, после перерыва, великолепная трасса Suzuka, закрученная в виде восьмерки. Тут уж наибольшие интерес представляла квалификация: несколько вылетов гонщиков под дождем прямо в лоно отбойников заставили смотреть квалификационные перепетии безотрывно. Было такое ощущение, что некоторые из гонщиков забыли (или не знали, и им никто не напомнил) насколько сложна эта японская трасса. Благо, что большая часть вылетов осталась практически без последствий, ибо, во время гонки, о суматохе в квалификации напоминали только Тимо Глок (из Toyota), сидевший в боксах с ногой в гипсе, да Марк Уэббер, стартовавший с пит-лейн и проведший всю гонку далеко позади лидеров, хотя его Red Bull в этот день мог претендовать на гораздо большее, что убедительно доказали победа его напарника Себастьяна Феттеля и быстрейший круг в гонке, показанный самим Марком под самое окончание дистанции.


easy2

А вот в Бразилии, на 16-ом и предпоследнем этапе, случилась целая феерия! Как в квалификации, так и в гонке. Кто видел эту квалификацию, пожалуй, не забудет ее никогда! Для начала нужно отметить, что перед этим этапом разница в очках между лидером чемпионата Дженсоном Баттоном и его напарником по команде Рубенсом Баррикелло составляла 14 очков, а Себастьян Феттель, набравший под окончание сезона очень неплохой темп, отставал от лидера на 16 очков. Все ожидали, что между ними и развернется борьба за победу в гонке. Но дождь вновь смешал все карты. Во-первых, квалификация длилась, жутко представить!, 2 часа 42 минуты, вместо 1 часа, а, во-вторых, давно болельщики не видели столько вылетов с трассы за короткое время. Первым, из тройки лидеров сезона, выбыл Себастьян Феттель. Да, он продемонстрировал все свое мастерство, филигранно пилотируя свою машину под вновь усилившимся дождем в завершении первой сессии, да, он показал все, что смог, но даже этого не хватило, чтобы показать сколь либо подходящее ему время и пройти в следующую сессию. Вторая сессия тоже преподнесла сюрпризы — главным неудачником по ее результатам стал Дженсон Баттон, показавший лишь 14-ое время, что всего на две позиции лучше, чем у Феттеля. Так что зря последнего многие уже списали со счетов, для Себастьяна все становилось еще не столь катастрофично. А вот Рубенсу Баррикелло могли позавидовать они оба — бразилец как бы стряхнул вечно преследующие его на домашней трассе абсолютно необъяснимые неудачи и занял поул-позицию! Не было предела радости в его глазах, да и толпа болельщиков на трибунах организовала очень даже пристойную поддержку своему пилоту, даже не смотря на столь длительную квалификацию и постоянно моросящий, а, временами, прямо-таки хлеставший дождь.

Да и гонка не стала разочарованием! На влажной трассе уже старт привел к аварии, выбыванию сразу трех машин и появлению машины безопасности. А уже после ее удаления обратно на стоянку, болельщики смогли полюбоваться и обгонами. Прорыв Баттона (с 14-го места на стартовой решетке), Феттеля (с 15-го) и Хэмилтона (с 17-го) наверх был очень зрелищным! А более всего запомнилось многокруговое сражение Дженсона, к слову так — пилота с 10-летним стажем в Формуле 1, с дебютантом Камуи Кобаяши, заменявшим за рулем Toyota выбывшего на предыдущем этапе в Японии Тимо Глока. Японец оказался очень даже быстрым и неуступчивым. И Баттон с Феттелем, по-очереди обгонявшие Кобаяши, еще легко отскочили, а вот соотечественнику Камуи, Казуки Накаджиме, повезло меньше — обломки его Williams еще долго лежали вдоль задней прямой автодрома Interlagos.

В этой гонке все было под стать всему сезону, как бы его квинтэссенцией — суматошная квалификация, наполненная событиями гонка, и итоговые результаты — определился чемпион мира, которым стал Дженсон Баттон. Он финишировал 5-ым, но этого вполне хватило, чтоб обеспечить себе недосягаемость в чемпионате. Когда Дженсон подъехал в паддок после финиша, именно его окружила толпа журналистов, а не победителя, проведшего очень хорошую гонку, Марка Уэббера. Не буду описывать все поведение нового чемпиона и его окружения, ибо я лицо заинтересованное в его победе, но это было, действительно, нечто!


easy2

Последний этап чемпионата прошел на новой, с иголочки, трассе Yas Marina в Абу-Даби, в ОАЭ. Гонка начинавшаяся при свете солнца, и постепенно переходившая в сумерки, а затем и в ночь, трасса, чье завершение проходило под светом прожекторов, великолепный комплекс сооружений вокруг трассы, постоянная смена подсветки объектом — все эти слова далеко не в полной мере передают то ощущение великолепия и праздника жизни, которое, уверен, было у каждого зрителя и участника этого Гран-При. Тут уж даже не поймешь, на что зрители смотрели больше, на саму гонку или на окружавшие трассу постройки... Единственное, нужно отметить, что организаторы и строители трассы постарались на славу, хвала им и уважение.


easy2

Подводя итог всему вышесказанному, скажу, что побольше бы сезонов с такой закрученной сюжетной линией, огромным количеством событий на трассе и вокруг нее. Ждем наступления сезона-2010 и предвкушаем. Не подведите, мужики!

Licorne

P.S: Оригинальный текст от 05.02.2010