Daniel Clive Wheldon (22.06.1978 – 16.10.2011)

Daniel Clive Wheldon | Дэниэл Клайв Уэлдон

Daniel Clive Wheldon (22.06.1978 – 16.10.2011)

"Многим людям нравится смотреть автогонки именно потому, что в них время от времени кто-то разбивается. Все знают, что хотя уровень безопасности в гонках очень высок, это все же очень-очень опасный спорт. Конечно, любой, кого спросишь об этом, скорее всего, скажет: "О нет, надеюсь, гонка будет безопасной и никто не попадет в аварию". Однако, если авария все же случится, те же люди хотели бы, чтобы это произошло прямо перед ними. Когда гонщик разбивается, это – как бы дико подобное ни звучало, и хотите вы или нет – развлечение, удовольствие для зрителей".
Алекс Занарди в интервью накануне аварии, лишившей его обеих ног.

Со времен боев гладиаторов изменилось не так и много, как может показаться на первый взгляд. Основной массе народа требуется «хлеб» и «зрелища». Проблема в том, что с развитием кинематографа и компьютерной графики, изобилие разнообразных (но однотипных) боевиков с кучей спецэффектов приводит к тому, что любой взрыв, авария воспринимается как очередной спецэффект в героическом эпосе. У главного героя в запасе еще множество жизней, и, разумеется, в финале добро победит зло. Но в жизни все иначе. Герои не являются неуязвимыми, а взрывы и аварии таят смертельную опасность. К сожалению, в погоне за «зрелищем», мы часто напрочь забываем о том, какую цену мы за это платим. Устроители последнего этапа чемпионата Индикар в Лас-Вегасе в минувшие выходные не подумали зазорным выпустить на короткий и узкий трек 35 болидов. В погоне за зрелищем, в виде плотной борьбы пилотов, никто не подумал о безопасности. Малейшая ошибка одного пилота впереди приводит к глобальному замесу позади. У пилотов, несущихся следом на скорости за 300 км/ч, не хватит ни времени, ни реакции, ни достаточно места, чтобы среагировать на происходящее впереди. К несчастью, произошел как раз такой сценарий…На 12-м круге три машины не смогли разминуться, спровоцировав грандиозный завал. Как в цепной реакции машины сталкивались, отлетали, взлетали, врезались в бетонный отбойник, вспыхивали, обломки разлетались во все стороны… Казалось, это никогда не закончится, хотя завал длился всего несколько секунд. В общей сложности в завале поучаствовало 15 машин – почти половина всего пелотона. Уилл Пауэр, Пиппа Манн, Джей-Ар Хильдебранд и Дэн Уэлдон были отправлены в госпиталь. К счастью, жизням первых трех ничего не угрожает, а вот Уэлдон... Через два часа после аварии было официально объявлено, что от полученных травм Дэн Уэлдон скончался…

Гонка в Лас-Вегасе должна была стать последней, проводимой по текущему регламенту. Со следующего года вводится новый техрегламент, в соответствии с которым Даллара построила совершенно другое шасси. Но будет ли оно намного безопаснее для пилотов? Да и только ли в шасси дело? И могут ли излюбленные американцами овальные профилированные треки гарантировать безопасность гонщиков?

Справедливости ради, стоит отметить, что проблема безопасности касается не только американских гонок на овалах. В той же Формуле 1 после 1994 года и гибели Сенны и Ратценбергера далеко не единожды лишь чудо помогало избежать новых трагедий (правда, это если не принимать во внимание гибели маршалов на трассе от обломков болидов). Авария Мартина Брандла в ГП Австралии в 1996-м, Педро Диниса на ГП Европы в 1999-м, Лучано Бурти в Бельгии в 2001-м, Фернандо Алонсо в Бразилии в 2003-м, Ральфа Шумахера в США в 2004-м, Роберта Кубицы в Канаде в 2007-м… да что далеко ходить! Авария Массы в квалификации ГП Венгрии двухлетней давности, полет Уэббера в Валенсии в прошлом году, авария Переса в Монако в этом году. И это далеко не полный список. А уж от случившегося в гонке Формулы 2 с Генри Сёртизом не упасен никто из гонщиков на болидах с открытыми колесами.

Возможно, отчасти, поэтому FIA подключилась к расследованию обстоятельств произошедшей в минувшее воскресенье трагедии несмотря на то, что гонки серии Индикар не проводятся под эгидой Международной автомобильной федерации. Увы, в нашем мире обязательно нужно случиться трагедии для того, чтобы были сделаны выводы и приняты соответствующие меры.

Земля пухом, Дэн…
Hevari

P.S: 23 октября, всего спустя неделю после гибели Дэна, в мотогонке на трассе Куала-Лумпур в Малайзии погиб Марко Симончели, молодой и очень талантливый спортсмен. Мои соболезнования семьям и Дэна, и Марко.
Licorne